Духовно-нравственное воспитание: классный час, порядок разработки методических материалов, темы. Классный час по духовно-нравственному воспитанию «Добро и зло Нравственные классные часы

15.05.2022

Школа и семья – это сферы, где ребенок получает основы нравственного воспитания и ценностные ориентации. Поэтому имеет большое значение взаимодействие родителей и учителей в системе воспитания. Школьная жизнь детей должна быть наполнена нравственным содержанием на уроках и во внеурочной деятельности.

Опираясь на духовные ценности, школа и родители должны решать задачи по нравственному воспитанию детей во время классного часа. Необходимо помочь каждому ребенку найти жизненный ориентир, чтобы он умел отличать зло от добра в современном мире.

Обязанность родителей – содействовать классному руководителю в деятельности по формированию гармоничной личности ребенка, как члена общества.

Определение понятий «нравственность» и «духовность»

Понятие «нравственность» в толковом словаре объясняется, как совокупность внутренних качеств человека, которыми он руководствуется в жизни, комплекс этических норм и правил поведения, определяемых этими качествами.

Это означает, что нравственный человек – тот, который в детства усвоил правила поведения в коллективе и постоянно следует им в общении с другими людьми. Например, есть высказывание: «Человек безупречной нравственности».

Понятие «духовность» более сложно. С одной стороны, духовный – относящийся к религии и церкви. Например, духовным чадом в православии называется человек, который руководствуется наставлениями духовника и всегда исповедуется. С другой стороны, духовность связана с внутренним миром каждого человека.

В качестве примера можно привести слова: «Духовно богатый человек». Духовность в этом понимании состоит из таких понятий:

  • интеллект,
  • чувства,
  • мысли.

Понятия «духовность» и «нравственность» взаимосвязаны. Вопрос нравственного воспитания детей очень актуален именно сейчас, когда духовные ориентиры нового постсоветского общества еще не сложились. В советское время духовно-нравственное воспитание было основано на идее равенства всех людей, живущих в государстве, которых называли «трудящимися».

Работа, труд на благо общества, а также достойное моральное поведение человека были идейными целями воспитания. В дореволюционной России идеологическая концепция православия была стержнем для духовного формирования личности человека, будь он богатый или простолюдин.

В настоящее время, когда церковь отделена от государства, а на государственном уровне еще не выработаны моральные ценности, вокруг которых возможно объединение общества, школа и семья в процессе воспитания детей руководствуются общечеловеческими ценностями, такими как:

  • творить добро,
  • избегать злых поступков,
  • быть благородным в своих действиях,
  • приходить на выручку,
  • оказывать помощь нуждающимся в ней,
  • быть дружелюбным и внимательным к людям.

Формирование нравственного поведения ребенка в семье

Нравственные нормы поведения – это, с одной стороны, запреты, которые ограничивают ребенка в действиях и поступках (например, не сотвори зло). С другой стороны – это правила этического поведения в обществе, которые формируют моральный облик детей (делать добро). К моменту поступления в школу ребенок на 50% развит, как личность.

Семья и отношения между ее членами закладывают основу нравственности ребенка. По длительности и силе воздействия на психику детей семья во много раз превосходит школьные классные часы по нравственному воспитанию. Правила поведения, нормы и ценности, приобретенные в семье, дети сохраняют на всю жизнь.

Совет родителям : важны не столько словесные наставления ребенку, сколько личный пример положительного поведения в повседневной жизни.

Главное, чтобы слова и поступки родителей имели одинаковую направленность в деле воспитания у детей доброго отношения к людям.

Чтобы дети с радостью выполняли все нормы морального поведения, а не воспринимали их только как запреты, мешающие свободной жизни, необходимо формировать у них нравственные потребности. Положительная моральная среда, добрые отношения между родителями и другими членами семьи способствуют возникновению у ребенка желания быть добрым, ласковым, спокойным.

Образцы поведения в своей семье дети переносят и на других людей: школьных друзей, учителей и других членов коллектива. Классный час в школе только закрепляет положительные моральные и этические установки, данные ребенку в семье.

Роль родителей и школы в воспитании

К основным элементам нравственных потребностей относятся:

  1. Чуткость, отзывчивость и участие, которые означают умение сопереживать людям и желание прийти на помощь.
  2. Этическая установка – никому не вредить, но стараться приносить только пользу.
  3. Активно делать добро и быть непримиримым к проявлениям зла.

Подготовка к классному часу по духовно-нравственному воспитанию

Родители должны осознавать свою ответственность за подготовку к классному часу по духовно-нравственному воспитанию во 2 классе. Учителя воздействуют на сознание воспитанников при помощи убеждения. В школе для духовного просвещения детей используются книги, фильмы и презентации. Таким образом, формируются воля и чувства подрастающего поколения.

В процессе разъяснения и беседы педагоги обучают детей духовным ценностям и дают им нравственные ориентиры в жизни, обучают нормам и правилам поведения. В процессе общения с окружающими дети на практике закрепляют полученные знания. Конкретные дела и добрые поступки, общение с родителями и друзьями, примеры людей, которые находятся в окружении ребенка – все это способствует формированию моральных установок и качеств личности.

В младшей школе проводятся классные часы по нравственному воспитанию для 2 класса на различные темы, например:

  • Азбука нравственности.
  • Учимся быть культурными.
  • Твори добро.
  • Нравственный поступок.

Духовно-нравственное воспитание в 5 классе в течение классного часа проводится на более высоком уровне, чем для начальной школы. В старших классах дети активнее участвуют в мероприятии, они оформляют классную комнату, разучивают стихи и афоризмы, подготавливают презентацию с помощью компьютерной техники. Темы для этого могут быть примерно следующими:

  • Золотое правило нравственности.
  • Нравственные идеалы.
  • Нравственный человек и его здоровье.

Перед педагогом стоит важная задача – такая организация духовного воспитания школьников, когда каждый ребенок вовлечен в трудовую и общественно-культурную деятельность. Необходимо сформировать у детей единство слова и дела, дать им основные понятия об этическом поведении и закрепить на практике эти знания.

Совет родителям : помогая ребенку подготовить нужные материалы для школьного мероприятия, разрешите ему проявить свою инициативу, а также научите его самостоятельно искать в литературе и в Интернете необходимую информацию. Таким образом, вы будете способствовать воспитанию у сына и дочери такого качества, как ответственность.

Роль учителя в нравственном воспитании детей

Задача учителя состоит в том, чтобы изучить особенности характера каждого ребенка в группе, его поведение и мораль. Среди разнообразных средств педагогического влияния на учеников самый распространенный способ воспитания – это организация классного часа. В это время учитель проводит беседы о таких понятиях, как:

  • доброта,
  • дружба,
  • сердечность,
  • скромность,
  • справедливость,
  • трудолюбие.

Активное участие ребят в проведении классного часа – это обязательное условие успешного воспитательного процесса. Учитель проводит с детьми беседы об этических нормах поведения. Педагог разъясняет учащимся такие понятия, как мораль и духовность, на примерах из жизни учит школьников нормам нравственности.

Дети должны обучиться правильно оценивать поведение – свое и окружающих людей – с точки зрения его соответствия нормам морали и этики. Особенно восприимчивы к таким беседам и воспитательному воздействию младшие школьники. Педагоги отмечают, что подростков трудно учить нравственности, и если они не усвоили кодекс морального поведения, то их уже надо не воспитывать, а перевоспитывать.

Большая роль в духовном воспитании детей отводится организации и проведению общешкольных мероприятий.

Подготовка мероприятия занимает много времени, в ней задействованы учителя, дети и родители.

Совет родителям : Всегда помните о том, что не только само мероприятие оказывает воспитательное воздействие на сына или дочь, но также и подготовка к классному часу.

Помогая ребенку искать нужную информацию, разучивая с ним стихи, будьте терпеливы и показывайте ему образец доброжелательного поведения.

Инна Савицкая
«Дорогою добра». Классный час по духовно-нравственному воспитанию для 1 класса

Методическая разработка

Духовно-нравственное воспитание учеников .

Выполнила Савицкая Инна Константиновна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 11

Дорогою Добра .

Классный час с учащимися первого класса по духовно-нравственному воспитанию

Цель :

Формирование представлений о добре , зле и нравственной ответственности человека за содеянное.

Задачи :

1. Формирование важнейших нравственных ценностей : добро , уважение, любовь.

2. Развитие умения чувствовать и понимать других

3. Способствовать развитию сопереживания к окружающим тебя людям, сочувствию, рефлексии.

4. Развивать умение анализировать свои поступки, соотносить их с общечеловеческими ценностями.

5. Повышать уровень взаимопонимания, сплоченности, согласованности своих действий с действиями других.

Ход занятия.

Учитель :

- Добрый день , ребята! Я рада приветствовать вас на занятии.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Кого вы видите? (Сказочных героев)

Давайте назовем их. (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Золушка, Белоснежка, .Карабас Барабас, гномик Вася, Серый Волк, Доктор Айболит, Аленушка)

На кого из этих сказочных героев вы бы хотели быть похожими? Почему?

На какие две группы их можно разделить? (хорошие и плохие, добрые и злые и т . Д.) Почему?

Как вы думаете, что мы сегодня будем говорить на занятии? (ответы детей) -

Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и зле , о добрых делах .

Сейчас я вам расскажу притчу о Добре и Зле .

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину :

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…Другой волк представляет добро – мир , любовь, надежду, истину, доброту , верность…Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил : «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил : «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» .

Ребята,а какого волка вы кормите и чем?

Вспомните, пожалуйста, добрый поступок , который вы совершили. Или расскажете о поступке, который кто-то совершил, а вы запомнили. (ответы детей)

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым ? Надо ли учиться доброте ? (ответы детей)

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней .

Да, непросто, быть добрым человеком . Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки . Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло. Давайте вспомним, из каких сказок наши герои, и какие они совершали поступки. (ответы детей) .

Физкультминутка.

Доктор Айболит пришил Мотыльку крылышко. И он может снова летать. Вот он приземлился к вам на головку. Поищите его там. Вот он сел на правое плечико к вам. Поищите его там. Он перелетел на левое плечико. Поищите его там. Сел к вам на животик. Поищите там. Приземлился на левую пяточку. Найдите его там. Приземлился на правую пяточку. Там найдите. Возьмите в ладошки. Раскройте их. Дуньте и отпустите мотылька порхать над цветами!

Сейчас мы поиграем. Игра называется «Коврик мира» .

Случалось ли вам спорить с кем-нибудь из одноклассников ? О чем вы спорили? С кем чаще всего спорите? (ответы детей)

Чем заканчивались ваши споры? Как вы чувствовали себя после этого? (ответы детей)

Я принесла «коврик мира» , на котором мы попробуем разрешить спор мирным путем.

(можно взять несколько ситуаций, о которых проговорили ребята и разобрать их)

Двое ребят садятся на коврик и пытаются разыграть ситуацию.

Почему произошел конфликт?

Как можно было бы разрешить его?

Каким должен быть человек, чтобы конфликты можно было разрешить мирным путем?)ответы детей)

Не навреди! Подумай! Не шуми!

Всех уважай! Добрее посмотри !

Не спорь, коль не уверен! Отойди!

А, если с кем и вышло что не очень,

То первым подойди сам, между прочим.

Скажи : - Давай забудем все разборки.

«Худой мир лучше ссоры» в поговорке.

Ты – Человек! Ты – умный, добрый , знаю,

Тебе я, милый, очень доверяю!

Ты дружелюбен! Мы не правы в паре.

И эта ссора надо нам? Едва ли!»

Как нужно себя вести, если все таки возник конфликт?

Какими словами заканчивается стихотворение?

Учитель показывает детям бумажную куклу.

Про хорошие ваши поступки мы вспомнили. А случалось ли вам хоть раз совершить плохой поступок? Или обидеть кого-нибудь? Часто даже словом можно причинить боль человеку.

Что вы видите у меня в руках? Правильно. Это кукла. Она сделана из бумаги. Сейчас каждый из вас вспомнит плохой поступок, или приведет пример плохих действий. И при этом будет загибать кусочек куклы.

Что произошло с нашей куклой? (ответы детей)

Почему? (ответы детей)

Столько причинили боли, обиды.

А как можно исправить ситуацию? (ответы детей – Извиниться, попросить прощения)

Хорошо. Какими словами можно попросить прощения? (ответы детей)

Мы будем извиняться. просить прощения, говорить что-то приятное и при этом разглаживать куклу.

Посмотрите, что изменилось? Стала ли кукла такой же, какой я ее вам показала? (ответы детей)

Почему? (ответы детей)

Обижая, в душе другого человека все равно остается боль, шрамы, неприятный осадок. Правильно говорят : Словом можно ранить.

Почему обиды запоминаются?

Как вы себя чувствуете, когда вас обижают?

Как мы можем поднять друг другу настроение?

Что нужноделать, чтобы быть добрее ?

Любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

Самостоятельная работа

Звучит песня "Дорогою добра ”

У вас на парте у каждого лежит мотылек, которому Доктор Айболит приклеил крылышко. Раскрасьте его.

А на доске две планеты сказочные. Одна планета Добра . Вторая планета Зла.

Приклейте своего мотылька на любую из этих планет.

Давайте сравним планеты. Что получилось?

Почему такой сделали выбор?

Хорошо ли быть добрым и почему ?

Что интересного узнали?

А как нам добрые слова нужны !

Не раз мы в этом убедились сами!

А может не слова- дела важны?

Дела – делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы.

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

Занятие закончить просмотром мультфильма «Просто так!»

Школа и семья – это сферы, где ребенок получает основы нравственного воспитания и ценностные ориентации. Поэтому имеет большое значение взаимодействие родителей и учителей в системе воспитания. Школьная жизнь детей должна быть наполнена нравственным содержанием на уроках и во внеурочной деятельности. Опираясь на духовные ценности, школа и родители должны решать задачи по нравственному воспитанию детей во время классного часа. Необходимо помочь каждому ребенку найти жизненный ориентир, чтобы он умел отличать зло от добра в современном мире.

Классный час на тему духовно-нравственного воспитания

Обязанность родителей – содействовать классному руководителю в деятельности по формированию гармоничной личности ребенка, как члена общества. ?

Определение понятий «нравственность» и «духовность»

Понятие «нравственность» в толковом словаре объясняется, как совокупность внутренних качеств человека, которыми он руководствуется в жизни, комплекс этических норм и правил поведения, определяемых этими качествами. Это означает, что нравственный человек – тот, который в детства усвоил правила поведения в коллективе и постоянно следует им в общении с другими людьми. Например, есть высказывание: «Человек безупречной нравственности».


Духовность и нравственность — определение понятий

Понятие «духовность» более сложно. С одной стороны, духовный – относящийся к религии и церкви. Например, духовным чадом в православии называется человек, который руководствуется наставлениями духовника и всегда исповедуется. С другой стороны, духовность связана с внутренним миром каждого человека. В качестве примера можно привести слова: «Духовно богатый человек». Духовность в этом понимании состоит из таких понятий:

  • интеллект,
  • чувства,
  • мысли.

Понятия «духовность» и «нравственность» взаимосвязаны. Вопрос нравственного воспитания детей очень актуален именно сейчас, когда духовные ориентиры нового постсоветского общества еще не сложились. В советское время духовно-нравственное воспитание было основано на идее равенства всех людей, живущих в государстве, которых называли «трудящимися». Работа, труд на благо общества, а также достойное моральное поведение человека были идейными целями воспитания. В дореволюционной России идеологическая концепция православия была стержнем для духовного формирования личности человека, будь он богатый или простолюдин.


Церковь также привлекается к воспитанию нравственности

В настоящее время, когда церковь отделена от государства, а на государственном уровне еще не выработаны моральные ценности, вокруг которых возможно объединение общества, школа и семья в процессе воспитания детей руководствуются общечеловеческими ценностями, такими как:

  • творить добро,
  • избегать злых поступков,
  • быть благородным в своих действиях,
  • приходить на выручку,
  • оказывать помощь нуждающимся в ней,
  • быть дружелюбным и внимательным к людям.

Концепция духовно-нравственного воспитания

Формирование нравственного поведения ребенка в семье

Нравственные нормы поведения – это, с одной стороны, запреты, которые ограничивают ребенка в действиях и поступках (например, не сотвори зло). С другой стороны – это правила этического поведения в обществе, которые формируют моральный облик детей (делать добро). К моменту поступления в школу ребенок на 50% развит, как личность. Семья и отношения между ее членами закладывают основу нравственности ребенка. По длительности и силе воздействия на психику детей семья во много раз превосходит школьные классные часы по нравственному воспитанию. Правила поведения, нормы и ценности, приобретенные в семье, дети сохраняют на всю жизнь.


Нравственное воспитание в семье закладывает основу

Совет родителям: важны не столько словесные наставления ребенку, сколько личный пример положительного поведения в повседневной жизни.

Главное, чтобы слова и поступки родителей имели одинаковую направленность в деле воспитания у детей доброго отношения к людям.

Чтобы дети с радостью выполняли все нормы морального поведения, а не воспринимали их только как запреты, мешающие свободной жизни, необходимо формировать у них нравственные потребности. Положительная моральная среда, добрые отношения между родителями и другими членами семьи способствуют возникновению у ребенка желания быть добрым, ласковым, спокойным. Образцы поведения в своей семье дети переносят и на других людей: школьных друзей, учителей и других членов коллектива. Классный час в школе только закрепляет положительные моральные и этические установки, данные ребенку в семье.Роль родителей и школы в воспитании


Роль родителей и школы в воспитании нравственной личности

К основным элементам нравственных потребностей относятся:

  1. Чуткость, отзывчивость и участие, которые означают умение сопереживать людям и желание прийти на помощь.
  2. Этическая установка – никому не вредить, но стараться приносить только пользу.
  3. Активно делать добро и быть непримиримым к проявлениям зла.

Подготовка к классному часу по духовно-нравственному воспитанию

Родители должны осознавать свою ответственность за подготовку к классному часу по духовно-нравственному воспитанию во 2 классе. Учителя воздействуют на сознание воспитанников при помощи убеждения. В школе для духовного просвещения детей используются книги, фильмы и презентации. Таким образом, формируются воля и чувства подрастающего поколения. В процессе разъяснения и беседы педагоги обучают детей духовным ценностям и дают им нравственные ориентиры в жизни, обучают нормам и правилам поведения. В процессе общения с окружающими дети на практике закрепляют полученные знания. Конкретные дела и добрые поступки, общение с родителями и друзьями, примеры людей, которые находятся в окружении ребенка – все это способствует формированию моральных установок и качеств личности.


Ценности духовно-нравственного воспитания дома и в школе

В младшей школе проводятся классные часы по нравственному воспитанию для 2 класса на различные темы, например:

  • Азбука нравственности.
  • Учимся быть культурными.
  • Твори добро.
  • Нравственный поступок.

Духовно-нравственное воспитание в 5 классе в течение классного часа проводится на более высоком уровне, чем для начальной школы. В старших классах дети активнее участвуют в мероприятии, они оформляют классную комнату, разучивают стихи и афоризмы, подготавливают презентацию с помощью компьютерной техники. Темы для этого могут быть примерно следующими:

  • Золотое правило нравственности.
  • Нравственные идеалы.
  • Нравственный человек и его здоровье.

Презентация в старших классах на тему «Гордость России»

Перед педагогом стоит важная задача – такая организация духовного воспитания школьников, когда каждый ребенок вовлечен в трудовую и общественно-культурную деятельность. Необходимо сформировать у детей единство слова и дела, дать им основные понятия об этическом поведении и закрепить на практике эти знания.

Совет родителям: помогая ребенку подготовить нужные материалы для школьного мероприятия, разрешите ему проявить свою инициативу, а также научите его самостоятельно искать в литературе и в Интернете необходимую информацию. Таким образом, вы будете способствовать воспитанию у сына и дочери такого качества, как ответственность.

Роль учителя в нравственном воспитании детей

Задача учителя состоит в том, чтобы изучить особенности характера каждого ребенка в группе, его поведение и мораль. Среди разнообразных средств педагогического влияния на учеников самый распространенный способ воспитания – это организация классного часа. В это время учитель проводит беседы о таких понятиях, как:

  • доброта,
  • дружба,
  • сердечность,
  • скромность,
  • справедливость,
  • трудолюбие.

Активное участие ребят в проведении классного часа – это обязательное условие успешного воспитательного процесса. Учитель проводит с детьми беседы об этических нормах поведения. Педагог разъясняет учащимся такие понятия, как мораль и духовность, на примерах из жизни учит школьников нормам нравственности. Дети должны обучиться правильно оценивать поведение – свое и окружающих людей – с точки зрения его соответствия нормам морали и этики. Особенно восприимчивы к таким беседам и воспитательному воздействию младшие школьники. Педагоги отмечают, что подростков трудно учить нравственности, и если они не усвоили кодекс морального поведения, то их уже надо не воспитывать, а перевоспитывать.


Учитель проводит беседу на классном часе

Большая роль в духовном воспитании детей отводится организации и проведению общешкольных мероприятий.

Подготовка мероприятия занимает много времени, в ней задействованы учителя, дети и родители.

Совет родителям: Всегда помните о том, что не только само мероприятие оказывает воспитательное воздействие на сына или дочь, но также и подготовка к классному часу.

Помогая ребенку искать нужную информацию, разучивая с ним стихи, будьте терпеливы и показывайте ему образец доброжелательного поведения.

Тематика классных часов по нравственному воспитанию

5-8 класс


  • Золотое правило нравственности

  • Добро, зло, грех, закон

  • Прощать ли врага

  • Десять заповедей - основа нравственности человека

  • Культура внешняя и внутренняя

  • Что такое интеллигентность

  • Смысл жизни в русской классической литературе.
9-11 класс

  • Понятие смысла жизни в религиях мира

  • Методы самовоспитания и самообразования

  • Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям

  • Как стать счастливым (дискуссия о критериях счастья)

  • Нет уз святее товарищества (практикум Выработка «кодекса товарищества»)

  • Цель оправдывает средства? (проблема морального выбора)

  • Как научиться слышать и слушать другого человека? (практикум)
Беседы об основах православия

5-9 класс Беседы об основах православия и нравственности на классных часах

Цель воспитания: Формирование представлений об основах православия. Формирование отношений к жизни как к служению (Богу, благородной цели, ближнему)

Темы


  • Библейское повествование о сотворении мира.

  • Что такое Ветхий Завет?

  • Почему мы не можем видеть Бога?

  • Божья Матерь

  • Кто был Иисус Христос?

  • Жизнь Иисуса Христа

  • Учение Иисуса Христа

  • Есть ли жизнь после смерти?

  • Наука и вера

  • Что значит молиться Богу?

  • Что такое Церковь

  • Основание Церкви

  • Православные храмы

  • Православные иконы

  • О священнослужителях

  • Что значит быть членом Церкви?

  • Раскаяние
Тематики библиотечных уроков (в рамках классных часов). Проводятся работниками школьной библиотеки, библиотеки 1 Мая, имени М.Горького, классными руководителя.

Цель библиотечных уроков : Приобщение учащихся к духовно- нравственному опыту нашего народа через книгу.

Темы уроков:


  • Святой благоверный князь Александр Невский

  • Где вера, там и сила (по книге «Жития преподобного Димитрия Прилуцкого вологодского чудотворца»)

  • Надежда, которая не умирает (по книге «Житие святителя Николая чудотворца Мир Ликийского»)

  • Смирение – основа всех добродетелей (по книге «Житие святителя Игнатия Брянчаникова»)

  • Святая любовь (по книге «Житие святителя Игнатия Брянчаникова»)

  • Благое дело будет иметь добрый конец («Житие преподобного Феропонта и Мартинина белозерских чудотворцев»)

  • Получив добро- помни, а сделав –забудь (по книге «Житие святителя Николая чудотворца Мир Ликийского»)

  • Покаяние и прощение (по книге «Жития преподобного Кирилла Белозерского вологодского чудотворца»)

  • Не стоит город без праздника (по книге «Жития Прокопия Устюжкого чудотворца»)

  • Господин Великий Новгород (по былине «Садко» в пересказе А.Н.Нечаева)

  • В деревне (по фрагменту из повести Г.Троепольского «Белый Бим- черное ухо»)

  • Каждому времени своя пища (по книге И.Шмелева «Лето Господне»)

  • Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян

  • Саровский чудотворец (Серафим Саровский)

  • Жизнь и житие Сергия Радонежкого

«Воспитание на традициях праздника»


Традиционные общешкольные праздники:

  • День знаний,

  • День учителя,

  • Новогоднее представление

  • 23 февраля

  • 8 марта,

  • День Победы,

  • Последний звонок,

  • Выпускной вечер,

2015-2016 учебный год



«Праздник школьного двора»

ежегодно

Отв. ЗДВР, вожатая, родительский комитет, органы самоуправления

«Новогодний сюрприз»-

миниспектакль для каждого класса



Ежегодно перед Новым Годом

Отв. ЗДВР, вожатая, родительский комитет, органы самоуправления

«Проводы русской зимы» или «Как искали масленицу»

ежегодно

КТД Начальная школа

Отв. кл. рук., вожатая



«Рождество Христово»

ежегодно

Отв. ЗДВР, вожатая, родительский комитет, органы самоуправления

«День славянской письменности и культуры»

Ежегодно,

Отв. ЗДВР, вожатая, родительский комитет, органы самоуправления

«Троица»

Ежегодно, июнь

Отв. ЗДВР, вожатая, начальник лагеря

Планирование работы по направлению

«Воспитание на традициях дела»

Процесс духовно- нравственного воспитания не может протекать исключительно в школе и ограничиваться её стенами. Он реализуется в открытом социально-воспитательном пространстве, которое предполагает активное включение учащихся (в том числе детей с особыми образовательными потребностями и детей из группы социального риска) в решение социальных и культурных проблем

Традиции дела - участие в акциях
График проведения акций




Акция

Сроки

Ответственные

1.

Ни дня без школьной формы

сентябрь

ЗДВР, вожатая, органы самоуправления

2.

Декада толерантность

октябрь

3.

Матери- хранительницы домашнего очага

ноябрь

4.

Чистая книга

декабрь

5.

Милосердие

январь

6.

Сын. Отец. Отечество

февраль

7.

Верить. Жить. Творить

март

8.

Чужих детей не бывает

апрель

9.

Никто не забыт, ничто не забыто

май

Для включения учащихся в решение социальных проблем создается «Центр социальной активности».

Проект «Центр социальной активности»

Проект «Центр социальной активности» направлен на повышение духовно-нравственного уровня учащихся школы и их родителей и на оздоровление отношений в социуме района. Проект способствует развитию толерантности, милосердия, социальной активности, воспитывает готовность служить ближнему и Отчеству, совершенствовать мир и себя в нём.

Цель проекта : Создание центра социальной активности как один из первых шагов в реализации воспитательной программы ОУ «Дорога добра», в формировании открытого интегрированного социально – воспитательного пространства, ориентированного на традиционные культурные ценности.

Задачи проекта:


  • Организация содержательного досуга детей и их родителей с активным участием детей – инвалидов, учащихся, находящихся на надомном и индивидуальном обучении и в группе социального риска.

  • Создание опыта сотворчества, в котором переживаются духовно- нравственные, эстетические, социальные ценности.

  • Воспитание в духе христианской любви, милосердия и готовности к служению ближнему посредством организации различных социально – культурных практик.

  • Приобщение родителей к активному участию в жизни школы

  • Качественное развитие детско–родительских отношений, овладение родителями приёмами коррекции взаимоотношений с детьми.

  • Развитие сотрудничества с III благочинием Нижегородской епархии.
«Центр социальной активности» включает в себя:

  • Семейный клуб «Родник»

  • Разновозрастное детское объединение

  • Фотомастерская «Образ»

  • Театр «Вдохновение»
Социально-культурные практики, осуществляемые детьми, родителями и педагогами в этих объединениях - это конкретные дела и конкретные поступки, которые упражняют учащихся в нравственном поведении, способствуют их духовному развитию, и, имея широкий резонанс в школьном сообществе и ближайшем социуме, воздействуют на создание позитивного общественного мнения о школе как школе доброй и мудрой, которая стремится к выполнению главной миссии образования, учит быть человеком, Россиянином, бережно хранить и творчески умножать наследие предков, осознанно принимать как высший дар свою жизнь, судьбу, Отечество.

Успешная деятельность данных объединений будет способствовать формированию открытого интегрированного социально-воспитательного пространства, ориентированного на православные ценности. Основными принципами в работе Центра станут духовность, нравственность, патриотизм. Для более успешного достижения целей проекта предполагается тесное сотрудничество с Русской Православной Церковью и общественной организацией инвалидов «Инватур».

Семейный клуб «Родник».

Создание Семейного клуба продиктовано педагогической целесообразностью. Анализируя воспитательную работу в школе за истекший период, приходим к выводу, что основными проблемами являются устаревшие формы работы с родителями, отсутствие активного общения. Программа «Мы вместе» предусматривает нетрадиционные активные формы работы с родителями, введение в практику воспитательной работы «Воспитание на социокультурном опыте» (программа Камкина А.В.)

Семейный клуб – одна из таких активных форм взаимодействия с родителями. Планируемые мероприятия в семейном клубе будут проводиться с использованием истоковских технологий и социокультурного инструментария.

Семейный клуб объединит представителей 1-11 классов. В программу клуба включены такие формы, как православный лекторий, игры, тренинги, мастер-классы, творческие мастерские, паломнические поездки, акции милосердия. Предполагается, что каждая такая встреча будет сердечной и заканчиваться чаепитием.

Темы таких встреч: основы православия и семейной этики, проблемы духовно-нравственного воспитания и инклюзивного образования. Родители и дети на таких встречах не только пассивные зрители. Использование активных форм (ресурсный круг, работа в паре и группе, мастерские ценностных ориентаций с их задушевностью и огромным творческим потенциалом) сделают эти встречи по-настоящему сердечными и, бесспорно, полезными для всех ее участников. Занятия проводятся опытными и компетентными в своей области специалистами, причем не только педагогами, родителями, а так же специалистами из общественной организации «Инватур» и представителями Русской Православной Церкви.

Среди родителей немало таких, кто готов активно участвовать в проведении семейных вечеров. Ценность клуба в том, что его деятельность не ограничивается только общением в узком кругу друзей. Представители классов рассказывают о работе клуба на родительских собраниях, выступают перед родителями своего класса с беседами о духовно- нравственном воспитании.

Родители клуба станут инициативной творческой группой, поддерживающей инновационные преобразования в школе. Деятельность семейного клуба будет положительным примером взаимодействия семьи и школы и, надеемся, станет привлекательной для родителей. С деятельностью клуба мы связываем распространение идей истоковедения, формирование положительного общественного мнения о введении факультативного курса «Истоки» во все классы школы и о развитии инклюзивного образовательного пространства.

Социально-культурная практика «Фотомастерская»

Фотодело – интереснейшая соцально-культурная практика, которая при наличии определенной материально-технической базы может стать не разовой акцией, а постоянным любимым делом многих мальчишек и девчонок. Планируется проведение мастерских длительностью 4-5 дней на социально-значимые темы:


  • «Молодежь и старость - соприкосновение» (к Дню пожилого человека)

  • «Рождественские фантазии»

  • «Нижегородский край – Земля Серафима Саровского»

  • «Помним всем Отечеством»
Работа фотомастерской:

1 день - занятия по социально-значимой теме проекта (беседы, мастерские ценностных ориентаций, просмотр и обсуждение фильма).

2 день – обучение детей премудрости фотодела.

3и 4 дни - ребята делают фотоснимки по теме проекта.

5 день - печать фотографий и оформление фотовыставки.

В каждой фотомастерской участвуют 10-15 человек. Планируется привлекать к участию в фотомастерской детей из группы социального риска, детей инвалидов, детей, обучающихся индивидуально. Кроме многодневных обучающих фотомастерских, запланированы акции фотодела:


  • «Учителями славится Россия»

  • «Школьные будни»

  • «Пасхальный перезвон»

  • «Дети войны»

  • «Маленькое дело, но с Великой любовью»
Уверены, что социально-культурная практика «Фотомастерская» полюбится детям и станет для них настоящим уроком истины и красоты.

В процессе работы в мастерской и во время проведения акций дети учатся толерантным взаимоотношениям, социальной активности, бережному отношению к отечественному культурному наследию.

Разновозрастное детское объединение.

Разновозрастное общественное объединение занимает свою определенную нишу в воспитательном пространстве образовательного учреждения, имеет отлаженные партнерские связи как с внешним, так и внутренним социумом. Взаимодействие разновозрастного общественного объединения с администрацией школы строится на основе договора, где прописываются полномочия каждой из сторон. Находясь в образовательном пространстве в стенах школы, разновозрастное объединение взаимодействует со всеми учащимися, педагогическим коллективом и родительской общественностью через следующие формы работы:

Совместные заседания с ученическим советом по планированию и анализу текущей деятельности

Подготовка и реализация совместных социальных проектов, акций и мероприятий,

Совместные дружеские спортивные встречи и соревнования, проведение социологических опросов, круглых столов по обсуждению проблем жизнедеятельности школьного коллектива.

Именно работа школьной детской организации, которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, а так же создание ситуации успеха, дают возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности. И не будем забывать, что (как пишет американский психолог У. Глассер) «… человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем – то для него важном… Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».

Театр «Вдохновение».

Театр «Вдохновение» существует уже в школе 5 лет. Постановки этого театра носят духовно- нравственную направленность. Спектакль «Я - человек» (по мотивам пьесы Метерлинка «Синяя птица»), «В начале было Слово», «Я снова к Пушкину спешу», «Сон перед Рождеством» заставляют задуматься о самом главном в жизни: о Боге, о добре и зле, о смысле жизни, о счастье. Исключительность этого творческого объединения в том, что это театр одного класса. Дети взрослеют, и всё серьезнее становятся их спектакли, после которых зрители уходят с просветленными лицами и совершенно другими глазами.

Планируется, что постановки этого театра будут доступны большему числу зрителей. Благотворительные концерты, спектакли станут для детей театра той социально-культурной практикой, благодаря которой они приобретают новые полезные делания и участия истинному христианскому служению.

Результатом успешной реализации проекта станут:


  • Стабильно и активно действующий центр социальной активности

  • Все объединения, входящие в состав центра, являются положительным примером для школьного сообщества и социума района, примером социальной активности, готовности служить ближнему и Отечеству и творчески относиться к делу.

  • Позитивные изменения в нравственном облике воспитанников (толерантность, милосердие, уважение традиций и духовных истоков своего народа)

  • Снижение уровня правонарушений учащимися школы.

  • Значительное увеличение числа учащихся, изучающих курс «Истоки»

  • Развитие инклюзивной культуры.

  • Деятельность родителей в центре будет способствовать возрастанию влияния семьи в реализации воспитательной программы «Дорога добра»

  • Успешное развитие проекта будет способствовать формированию открытого интегрированного социально - воспитательного пространства, ориентированного на православные ценности.

2.3.2. Направление работы «интеллектуально-творческое развитие» реализуется через программу «Озарение».

Современное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе.

Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала.

Цель программы интеллектуально-творческого развития учащихся – создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся через организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогов.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

Провести диагностику интеллектуально-творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к исследовательской деятельности;

Организовать в школе познавательные игры, конкурсы, кружки, факультативы и элективные курсы;

– ознакомить учителей и учащихся с проводимыми конкурсами разных уровней, требованиями к написанию исследовательских работ;

– стимулировать школьников для участия в школьных, районных, городских, областных, всероссийских исследовательских конференциях;

Создать в ОУ исследовательские и творческие лаборатории, которые будут являться примером детско-взрослых сообществ. В лабораториях будут создаваться мобильные временные творческие и исследовательские группы для подготовки и участия в конкурсах;

Система работы с учащимися

Организовывая работу с учащимися, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность не только получить определённые знания по тому или иному предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна осуществляться, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, такие как методы проектов и модульного обучения, а также информационные технологии, которые широко внедряются в практику работы школы. Исследовательское обучение часто понимается узко: как написание научной работы. В то же время применение этого метода на уроках позволяет развивать критическое и творческое мышление, формировать навыки работы с научной, научно-популярной литературой.

Внеурочная работа – это интеллектуальные игры, конкурсы, НОУ, олимпиады, деятельность детско-взрослых креативных сообществ. В октябре для учащихся 5 -11 классов проводятся школьные олимпиады по различным предметам, в ноябре - декабре – районные олимпиады. В рамках деятельности школьного научного общества организуются школьное НОУ по секциям, систематические выступления учащихся с результатами своей исследовательской работы перед коллегами, учителями и родителями.

Нами составлена циклограмма деятельности учителя по руководству исследовательской работой учащихся:

сентябрь – составление списка примерных тем исследовательских работ; выявление учащихся, склонных к научной деятельности, первичное консультирование по подбору литературы, плану работы;

октябрь – обсуждение результатов, уточнение формулировки тем, определение цели, задач, выдвижение гипотезы;

ноябрь- декабрь – консультирование по анализу собранных материалов, обработке данных;

январь – консультирование по написанию и оформлению работы;

февраль - подготовка устной защиты работы.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в старших классах, в то же время психологические исследования показывают, что раннее включение в творческий процесс положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребёнка. В связи с этим работу по подготовке к исследовательской деятельности необходимо начинать в младшей школе.

Управление программой развития интеллектуально-творческой деятельности

Важнейшим условием эффективной организации исследовательской деятельности учащихся является осуществление компетентного управления данным процессом. Распределение функциональных обязанностей по реализации программы интеллектуально-творческого развития учащихся:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

1) осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью в школе;

2) организует планирование работы;

3) разрабатывает нормативную базу реализации программы: положения, рекомендации, требования;

4) проводит методическую работу с преподавателями по проблеме использования исследовательских, проектных и других развивающих технологий обучения;

5) координирует деятельность административно-педагогического персонала по реализации данной программы;

6) консультирует руководителей ученических исследовательских работ;

7) даёт оценку текущему состоянию исследовательской деятельности в школе, анализирует и корректирует ход реализации программы.

Руководитель ученической исследовательской работы:

1) составляет примерный перечень тем исследовательских работ;

2) оказывает помощь учащимся в выборе тем для исследования;

3) составляет вместе с учеником рабочую программу исследования;

4) осуществляет текущее руководство, оказывает методическую, организационную помощь в проведении исследования;

5) оказывает помощь учащимся при подготовке к выступлению на конференциях различного уровня.

Психолог:

1) проводит диагностику, направленную на выявление одарённых детей, детей, склонных к исследовательской работе;

2) организует коррекционно-развивающие занятия с учащимися по развитию памяти, внимания, логического мышления, творческого и нестандартного мышления, стимулирует развитие исследовательских качеств учащихся;

3) проводит просветительскую работу с педагогами, которые помогают учащимся заниматься исследовательской работой, и с родителями, дети которых занимаются исследовательской работой.

Педагог-организатор:

1) организует проведение интеллектуального марафона, познавательных игр и конкурсов;

2) оказывает помощь в проведении массовых мероприятий ШНО.


№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика одаренных детей

в течение года

Психолог

2.

Проведение производственных совещаний по результатам диагностирования способных учащихся

в течении года

Зам.по УВР, психолог

3.

Организация патронажа между способными учащимися и учителями предметниками в рамках детско-взрослых креативных сообществ

в течении года

Зам.по УВР

4.

Расширение сети элективных курсов, с учетом способности и запросов учащихся.

ежегодно

Администрация

5.

Организация и проведение школьных олимпиад.

октябрь - ноябрь



6.

Участие в муниципальном этапе олимпиад.

ноябрь

Зам.по УВР

7.

Организация работы предметных кружков и системы дополнительного образования для развития творческих способностей детей

сентябрь

ЗДВР

8.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

в течение года

Администрация

9.

Стимулировать школьников для участия в различных муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и конференциях

в течение года

ЗДВР, учителя-предметники

10.

Создание условий для профильного изучения отдельных предметов

ежегодно

Администрация

11.

Привлечение учащихся к работе в творческих и исследовательских лабораториях

в течение года

Зам.по УВР, учителя-предметники

12.

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми

ежегодно

Руководители МО

13.

Распространение опыта работы с одаренными детьми

ежегодно

Зам.по УВР

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что в результате реализации программы ученик будет обладать следующими качествами личности:

1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;

2) критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;

3) грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;

4) быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

2.3.3. Направление работы «за здоровый образ жизни» реализуется через программу «Школа здоровья».

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,


сделайте его крепким и здоровым» - говорил Ж.-Ж. Руссо. Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье школьника является одним из критериев качества современного образования.

Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:


  • перегрузка учебных программ;

  • ухудшение экологической обстановки;

  • недостаточное или несбалансированное питание;

  • стрессовые воздействия;

  • распространение вредных привычек.
Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Исходя, из конкретной ситуации в школе и в соответствии с постановленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива:

1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения .

2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

3. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.

4. Обеспечить школьников в период их пребывания в школе питанием в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями.

5. Подготовить педагогический коллектив к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий.

Основные направления Программы


Направления Программы

Краткое содержание

1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса

  • обновление и пополнение нормативно-правовой базы школы;

  • обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;

  • нормализация учебной нагрузки, создание комфортных условий на уроках, выявление трудностей, их анализ и поиск путей преодоления;

  • организация рациональной системы питания учащихся;

  • обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;

2. Инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями

  • изучение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий;

  • организация родительского всеобуча;

  • проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности.

3. Учебно-воспитательная работа

  • использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;

  • разработка тематических классных часов о ЗОЖ;

  • организация работы спортивных секций;

4. Создание здорового воспитательного пространства

  • осуществление комплексной психолого-педагогической диагностики развития детей для определения причин возникновения проблем в обучении, общении, поведении;

  • диагностика психологического климата в классном коллективе;

  • оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям «группы риска» и их родителям;

  • социальный патронаж неблагополучных семей;

  • организация и проведение мероприятий по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.

5. Оздоровительно-профилактическая работа

  • проведение дней здоровья, спортивно-массовых мероприятий;

  • профилактические мероприятия в период каникул;

  • разработка проектов, способствующих формированию потребности следить за своим здоровьем.

Основные мероприятия по реализации программы «Школа здоровья»



Мероприятия

Сроки

Ответственные

I . Нормативно-правовое обеспечение

1.

Издание приказов:

Об охране труда и соблюдении техники безопасности;

Об организации питания учащихся;

Об индивидуальном обучении детей на дому;

О планировании Дня здоровья;

О профилактике детского травматизма;

О режиме работы школы в учебное время и в период каникул;

О профилактике гриппа и ОРВи;

О результатах контроля за правильным освещением, температурным режимом, санитарным состоянием;

О проведении инструктажа по соблюдению правил техники безопасности;



В течение года

Директор школы

2.

Анализ состояния здоровья учащихся . Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе

Ежегодно

Врач, мед.сестра.

3.

Утверждение режима питания

Сентябрь

Директор школы

II . Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья школьников

1.

Выполнение норм СанПиН в процессе организации УВП:

Соотношение дозировки письменной домашней работы и письменной классной работы;

Выполнение норм СанПиН при составлении школьного расписания;

Осуществление контроля учебной нагрузки при организации учебно-воспитательного процесса.



Постоянно

Администрация школы

2.

Корректировка учебных планов и программ

В течение года

Администрация школы

3.

Выполнение предписаний ГСЭН и Госпожарнадзора по улучшению санитарно-гигиенического и противопожарного состояния образовательного учреждения.

Постоянно

Администрация школы

III . Разработка и внедрение системы оздоровления обучающихся в школе

1.

Составление социологических карт по классам, составление списков:

Учащихся группы риска;

Проблемных семей;

Многодетных семей;

Малообеспеченных семей;

Неполных семей;

Детей с заболеваниями.


Сентябрь

Социальный педагог, классные руководители

2.

Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий.

Постоянно

Заместитель директора по АХЧ

3.

Организация дежурства по школе

Постоянно

Заместитель директора по ВР

4.

Составление индивидуальных учебных планов для учащихся с ограниченными возможностями, которые обучаются на дому

В течение года

Заместитель директора по УВР

5.

Диспансеризация учащихся школы

В течение года

Врач, мед. сестра

6.

Учет посещаемости учащимися школы

В течение года

Заместитель директора по УВР, социальный педагог, классные руководители

7.

Оценка состояния здоровья детей, выявление детей длительно и часто болеющих, находящихся на диспансерном учете

В течение года

Врач, мед. сестра

8.

Разделение детей по группам на основании медицинских карт и консультаций врача

Сентябрь

Врач, мед. сестра

9.

Соблюдение воздушного и светового режима в школе

Постоянно

Заместитель директора по АХЧ

10.

Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период

К началу зимнего периода

Заместитель директора по АХЧ

11.

Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе

Постоянно

Заместитель директора по АХЧ

12.

Организация ремонта учебных кабинетов

Июль-Август

Заместитель директора по АХЧ, заведующие кабинетами

13.

Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (физкультминутки, зарядка)

Ежедневно

Учителя-предметники

14.

Организация системы доступного разнообразного и качественного школьного питания детей

Постоянно

Администрация школы

15.

Организация питьевого режима учащихся

Постоянно

Администрация школы

16.

Введение дополнительных каникулярных дней для учащихся 1-х классов

Февраль

Администрация школы

17.

Проведение динамических пауз в 1-х классах

Постоянно

Учителя 1-х классов, учителя физкультуры

18.

Оформление листков здоровья в классных журналах

Сентябрь

Мед. сестра

19.

Регулярное проведение учебных пожарных тревог

По отдельному плану

Директор, начальник штаба ГО

20.

Проверка состояния охраны труда в школе и документации по технике безопасности в учебных кабинетах

По отдельному плану

Администрация школы, профком

21.

Обеспечение требований техники безопасности во время ремонта школы, трудовой практики учащихся, в пришкольном лагере

В летний период

Заместитель директора по АХЧ, начальник лагеря

22.

Разработка плана мероприятий по охране труда и технике безопасности в школе

Сентябрь

Администрация школы, профком

23.

Организация отдыха и оздоровления детей в летний период

Июнь

Заместитель директора по ВР

24.

Обеспечение требований к охране труда при проведении государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах, 11-х классах

Май - июнь

Заместитель директора по УВР

IV . Подготовка и переподготовка педагогических и административных кадров по проблемам охраны здоровья

1.

Изучение, обобщение и внедрение опыта образовательных учреждений области, России по осуществлению здоровьесберегающего подхода в ходе учебно-воспитательного процесса

По отдельному плану

Администрация школы

2.

Организация педагогических советов, научно-практических конференций, семинаров по проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся

По отдельному плану

Администрация школы

3.

Участие в городских, областных научно-практических конференциях, семинарах по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В течение года

Администрация школы

V . Деятельность педагогического коллектива, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса


1.

Осуществление деятельности по преемственности начальной и основной школы; основной и средней школы

Постоянно

Администрация школы

2.

Организация занятий по физической культуре с детьми, имеющими ограничения по группам здоровья

Постоянно

Администрация школы

3.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе

Постоянно

Администрация школы

VI . Организация воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы

1.

Контроль соблюдения режима дня учащимися

Постоянно

Классные руководители

2.

Организация работы спортивных секций

Постоянно

Заместитель директора по ВР

3.

Организация школьных конкурсов, направленных на борьбу с вредными привычками детей и молодежи, профилактику наркомании, алкоголизма

В течение года

Заместитель директора по ВР

4.

Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, вечера) с привлечением медицинских работников

По отдельному плану

Заместитель директора по ВР, классные руководители

5.

Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Постоянно

Классные руководители, социальный педагог

6.

Озеленение учебных кабинетов и территории школы

Май - сентябрь

Заместитель директора по АХР, учителя биологии

7.

Проведение месячника по очистке школьной территории

По отдельному плану

Заместители директора по ВР, АХР

8.

Проведение Дней здоровья

Согласно плану

Заместитель директора по ВР, учителя физкультуры

9.

Проведение спортивных соревнований и марафонов

Согласно плану

Учителя физкультуры

10.

Участие в городских, областных спортивных соревнованиях

Постоянно

Учителя физкультуры

11.

Проведение спортивного праздника «А, ну-ка, парни!»

Февраль

Учителя физкультуры

12.

Проведение спортивного праздника «А, ну-ка, девушки!»

Март

Учителя физкультуры

13.

Проведение спортивных праздников по параллелям «Мама, папа, я – спортивная семья!»

Согласно плану

Учителя физкультуры

14.

Проведение «Веселых стартов» по параллелям

Согласно плану

Учителя физкультуры

16.

Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок учащимся

По графику

Врач, мед. сестра

17.

Проведение Дня защиты детей

Июнь

Заместитель директора по ВР

VII . Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

1.

Диагностика адаптации к школе учащихся 1-х классов

Согласно плану

Психолог

2.

Диагностика адаптации к средней школе учащихся 5-х классов

Согласно плану

Психолог

3.

Оценка психологического климата школы

Согласно плану

Психолог

4.

Профилактика школьной и социальной дезадаптации у детей группы риска

Постоянно

Администрация школы

5.

Организация консультаций для учащихся и их родителей

В течение года

Психолог

6.

Разработка рекомендаций для учителей по вопросам педагогического общения

В течение года

Психолог

7.

Психологическая помощь родителям в форме лекций, конференций, индивидуального консультирования по темам:

- «Возрастная психология ребенка»;

- «Основные критерии нервно-психологического развития ребенка»;

- «Особенности воспитания различных категорий школьников»



В течение года

Психолог

8.

Организация работы Родительского клуба

В течение года

Заместитель директора по ВР

9.

Методические рекомендации по работе с учащимися «группы риска»

Ежегодно

Психолог, социальный педагог

VIII . Профилактика заболеваний учащихся

1.

Осмотр и наблюдение педиатром, врачами-специалистами

Согласно плану

Врач, мед. сестра

2.

Соблюдение режима проветривания

Постоянно

Учителя

3.

Соблюдение режима питания

Ежедневно

Администрация школы, классные руководители

4.

Привитие детям элементарных навыков гигиены

Ежедневно

Классные руководители

5.

Контроль за режимом освещения

Ежедневно

Заместитель директора по АХЧ, классные руководители

6.

Контроль за осанкой обучающихся во время уроков

Ежедневно, на каждом уроке

Учителя

7.

Проведение вакцинации против гриппа детей и работников школы

По графику

Врач, мед. сестра

8.

Проведение уроков физкультуры на свежем воздухе

1, 4 четверть

Учителя физкультуры

9.

Соблюдение всех нормативов СаНПиНа. Рассаживание детей за партами согласно рекомендациям врача

В начале учебного года, в течение учебного года

Классные руководители

10.

Соблюдение норм и правил работы за компьютером

Ежедневно

Учителя информатики

IX . Укрепление материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся

1.

Приобретение спортивного оборудования и инвентаря

2012-2017

Директор школы

2.

Оборудование спортивной площадки во дворе школы

2012-2017



3.

Оборудование кабинетов школы

2012-2017

Директор школы, заместитель директора по АХЧ

4.

Оборудование комнаты психологической разгрузки

2012

Директор школы, заместитель директора по АХЧ

5.

Обеспечение учебно-методической литературой

2012-2017

Директор, заведующая библиотекой

6.

Приобретение технических средств обучения

2012-2017

Директор, заместитель директора по АХЧ

Х. Взаимосвязь с родителями, общественностью, внешние связи школы

в рамках реализации Программы


1.

Вовлечение родителей в совместную деятельность по проведению каникул, традиционных школьных праздников и мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников

Постоянно

Классные руководители

2.

Установление связей и сотрудничества с общественными и другими заинтересованными организациями

Постоянно

Администрация школы

3.

Собрание Родительского клуба

В течение года по плану

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог

4.

Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей

Постоянно


Лечебно-профилактические мероприятия

Внедрение новых технологий

Оздоровительные мероприятия

Воспитание культуры ЗОЖ

Физическая культура и спорт

Учебно-воспитательная работа
work -> Основная профессиональная образовательная программа
work -> Исследовательская практика Разработка исследовательской практики в рамках образовательного пространства обусловлена комплексом факторов

© samara-sposa.ru, 2022
Женский портал - Гороскопы. Деньги. Любовь и отношения. Мода и красота