Выставка арт деко в кремле отзывы. Элегантность и роскошь ар деко

20.08.2021

Экспозиция уже вызвала немалый интерес, ведь она показывает, как в начале 20 века изменилась социокультурная роль женщины и как эпоха ар-деко объединила разные виды декоративных искусств. Первыми одежду и украшения как единый ансамбль представили Луи Картье и Жанна Ланвен в павильоне «Элегантность» на выставке Exposition Internationale des arts Décoratifs et Industriels Modernes. Она проходила в 1925 году в Париже, и именно после нее популярное и влиятельное течение ар-деко получило свое название.

Для текущей выставки Музеи Кремля избрали этот же способ демонстрации: 119 предметов из собрания Института костюма Киото (Япония) дополнены изысканными украшениями двух знаменитых ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels, а также 20 оригинальными эскизами и фотографиями из архивов Cartier. 58 драгоценных экспонатов представляют собой и первые произведения, выполненные в ранней стилистике ар-деко, и экстравагантные украшения более позднего периода: 34 предоставлены Cartier и 24 — Van Cleef & Arpels.

Если вы читали книгу о Van Cleef&Arpels «Сокровища и легенды» Венсана Мейлана, то видели на ее обложке колье с бриллиантами и 165 каратами каплевидных изумрудов, которое стало одним из ключевых экспонатов кремлевской выставки. Украшение было сделано в 1929 году из платины и драгоценных камней и когда-то принадлежало египетской принцессе Фаизе. В ноябре 2013 года оно было продано на аукционе Christie’s в Женеве за 4.2 миллиона долларов, а сейчас оно представлено в Кремле.

Помимо описанного выше колье, вы увидите невероятно красивые броши, браслеты, серьги, наручные и карманные часы, пудреницы, сумочки и прочие разнообразны атрибуты, которыми женщины 20-х годов подчеркивали свою красоту. В основе этих изделий, как и всех предметов ар-деко, лежат геометрические элементы и строгие линии, сочетающие в себе дух античной красоты и современного искусства. Они сформировались под влиянием культуры древней Греции, Африки и Египта и нашли отражение не только в предметах искусства и декоре, но и одежде, аксессуарах, о чем свидетельствуют наряды, привезенные из Института костюма Киото.

Институт входит в четверку лучших музеев моды в мире благодаря уникальной коллекции женского платья и аксессуаров лучших европейских фирм и модельеров первой трети XX века. Шанель, Ворт, Пуаре, Люсиль, Пакен, Сестры Калло, Ланвeн, Сестры Буе, Фортуни - чьи-то имена гремят и сейчас, а чьи-то давно забыты и могут стать новым открытием. Как бы там ни было, но именно они создали и развили направление ар-деко в одежде. Большая часть экспонатов специально была отреставрирована для проекта и впервые покинула Японию и пределы Института. Среди них вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также особая разновидность нарядных платьев эпохи ар-деко — «роб де стиль» (robe de style).

Об истории и стиле можно рассказывать бесконечно долго, но вся теория меркнет перед одним взглядом на вечернее пальто от Поля Пуаре с орнаментальной вышивкой золотой нитью и бисером на ярко-синем шелковом бархате или колье-воротник египетской принцессы Фаизы. Приглашаю вас в этом убедиться самостоятельно, посетив выставку до 11 января.

.
Впервые в России в Одностолпной палате Патриаршего дворца и в выставочном зале Успенской звонницы представлена коллекция женской одежды европейских домов высокой моды эпохи ар деко (фр. art déco, досл. «декоративное искусство») из собрания Института костюма Киото (Япония), а также украшения 1910-1930-х гг. выдающихся ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels вместе с оригинальными эскизами и фотографиями из архивов.
Один из самых красивых периодов предстанет перед вам во всём своём блеске и очаровании. Великолепные материи, сложные драпировки, шикарная вышивка, шлейфы и кисти, тонкое кружево. А какие украшения! И всё это тонко, нежно, женственно! И просто невозможно не воспользоваться уникальной возможностью увидеть всю эту красоту.

Пальто. Поль Пуаре. Франция, весна 1923.
Шёлковый жаккард с цветочным узором, атлас, золотое кружево; ткачество плетение.


Стиль ар деко вошёл в моду благодаря Полю Пуаре, одному из самых влиятельных парижских кутюрье начала XX века. Отличительной особенностью показанного выше пальто, демонстрирующего уникальный талант Поля Пуаре, является эффектная комбинация ярких цветов и различных фактур: фиолетового атласа, просвечивающего сквозь отверстия в кружеве, сплетённом из толстой золотой нити, и красного дамаста с узором ар деко. Новаторский крой, характерный для всего творчества Пуаре, присутствует и в этой модели. Спинка и бока пальто скроены из цельного куска красного шёлка, без боковых швов, а для облегчения соединения лифа с модными широкими рукавами-доломан, украшенными вставками из кружева, на уровне талии по бокам выполнены разрезы.
Это пальто даёт представление о том, как кутюрье разрушал границы между искусством и модой.



Коллекция Института костюма Киото.


Ещё один талантливейший кутюрье, родившийся в Испании, но обосновавшийся в Италии - Мариано Фортуни, который являлся также режиссёром по свету, архитектором, сценографом и большим знатоком древностей, создал шёлковое плиссированное платье "Дельфос" (Delphos), напоминавшее хитон. Источником вдохновения для его творения послужила древнегреческая бронзовая статуя "Дельфийский возничий". Благодаря мельчайшим, сохранявшим свою форму складкам по всей поверхности ткани, платье нежно обволакивало тело, благодаря чему женщина чувствовала себя в нём комфортно и могла легко двигаться.

Платье "Дельфос". Мариано Фортуни. Франция, около 1910.
Шёлковый атлас, шнур, стеклянные бусины; ткачество, плиссировка, роспись по трафарету.
Коллекция Института костюма Киото.


Интересно то, что метод плиссировки Фортуни открыл случайно. 10 июня 1910 года он запатентовал во Франции этот метод. А затем, 4 ноября того же года он получил патент на изделие, ставшее известным как платье "Дельфос". В патенте чётко указывалась мотивация автора: "Это изобретение относится к типу одежды, основанной на античной, но его дизайн имеет такую форму и конструкцию, что его легко и удобно носить". Это было на самом деле так. Поскольку платье это было цельнокроеное и не требовало пуговиц и крючков, женщина могла надеть его без посторонней помощи. Напомним, что это 1910 год, когда состоятельные дамы одеваются при помощи горничных не из личного каприза, а потому, что большинство платьев просто невозможно надеть и застегнуть самостоятельно.

Несессер "Миллефиори". Van Cleef & Arpels. Париж, 1928.
Белое и жёлтое золото, платина, красная, зелёная и чёрная эмаль, красная яшма, алмазы, бриллианты. 4,2х9,3х1,3.
Коллекция Van Cleef & Arpels.


Экспозиция выставки показывает, как эпоха объединяет разные виды декоративных искусств. Впервые одежда и украшения как единый ансамбль были представлены по инициативе Луи Картье и Жанны Ланвен в павильоне «Элегантность» на выставке в 1925 году в Париже, которая впоследствии дала название стилю ар деко. Музеи Кремля избрали этот же способ демонстрации: элегантные костюмы дополнены изысканными и роскошными украшениями ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels.

Браслет. Cartier. Нью-Йорк, 1925.
Платина, бриллиатны огранки "восьмёркой" (старая английская или "единичная" огранка) и бриллиантовой, изумрудные и рубиновые кабошоны, оникс.
Коллекция Cartier.


Вообще, украшения в стиле ар деко удивительно лёгкие, нежные и изящные. Причём лёгкие они ещё и в прямом смысле этого слова. Ещё в самом начале XX века дом Cartier мог продемонстрировать новшества компании: широкий спектр художественных приёмов и виртуозное техническое совершенство изделий из платины. Рассказывая о своём опыте работы с этим металлом в 1927 году в журнале Internetional Jeweler, Луи Картье констатировал: "Толстые оправы из золота и серебра и тяжёлые переплетения, известные издавна, были в ювелирном деле подобны доспехам. Использование платины, платиновое кружево, новшество, введённое нами, произвело переворот; но использование тонкого, лёгкого металла как основы для драгоценных камней было делом нелёгким. Мы сумели приспособить этот металл для наших целей лишь после того, как изучили механизм пружин и сцеплений, поддерживающих спальный вагон. Однако мы преодолели эту трудность. Мы даже получили твёрдую платину, добавив никель и иридий к металлическим концам. Платина останется нашим излюбленным металлом до того времени, пока мы не найдём другой, ещё более лёгкий, но равный ему по всем другим качествам".



Коллекция Института костюма Киото.


Ар деко отдавал предпочтение гладким поверхностям металла, стекла, фарфора, кожи, полированного дерева, слоновой кости. Изобретённый в 1855 году целлулоид охотно использовали для имитации кости, черепахового панциря или создания эффекта перламутра. Показательный пример такого рода - деревянные каблуки, датируемые 1925 г., получившие название "драгоценные каблуки". Они имеют изящную изогнутую форму и при высоте 5 сантиметров и длине окружности их основания в 8 сантиметров отличаются устойчивостью. Их разноцветные покрытия выполнены именно из искусственного пластика, а затем вручную кропотливо украшены стразами или металлическими бусинами, создающими геометрические орнаменты, типичные для периода ар деко.

Каблуки для дамских туфель. Франция, около 1925 г.
Дерево, бакелит, целлулоид, стразы, металлические бусины; резьба по дереву, инкрустация.
Коллекция Института костюма Киото.


В 1920-х гг. женские юбки на Западе стали короче, впервые открыв нижнюю часть ноги, поэтому туфли превратились в важную часть модного образа. Считалось, что обувь - "такой же барометр вкуса, как драгоценности". В Париже изготовители обуви, называвшиеся ботье (bottiers), создавали роскошные туфли.

Каблуки для дамских туфель. Франция, около 1925 г.
Дерево, бакелит, целлулоид, стразы, металлические бусины; резьба по дереву, инкрустация.
Коллекция Института костюма Киото.


Эти образцы каблуков использовались при приёме заказов на изготовление вечерних туфель. В 1920-х модно было украшать вечернюю обувь не целиком, а частично, например, ремешок и каблук или мысок и каблук, выделяя их цветом или фактурой материала. Эстетика ар деко, тонко сочетавшая контрастные цвета и фактуры, была, таким образом, распространена и на обувь. Популярность декоративных каблуков сохранялась до 1930-х гг., когда вечерние платья вновь стали длинными.
Мода, это зеркало нашего общества. Эту фразу можно рассматривать в качестве кредо Института костюма Киото, основанного в 1978 году и собравшего почти за сорок лет своего существования изумительнейшую коллекцию.
Сочетание платьев и драгоценностей позволит посетителям выставки реконструировать во всём великолепии особую, неподражаемую стилистику ар деко, которая послужила началом авангардного направления в дизайне, определившего пути развития высокой моды и искусства в целом вплоть до настоящего времени. Стиль ар деко, доказавший свою немеркнущую привлекательность, и в наши дни остаётся самым выразительным средством воплощения элегантности и демонстрации роскоши. В таком ракурсе эта тема в России на выставках никогда ранее не представлялась. А потому не раздумывайте долго, приходите и насладитесь удивительной красотой одной из самых прекрасных модных эпох.

Статья написана с помощью материалов, предоставленных в каталоге "Элегантность и роскошь ар деко" , выпущенном к данной выставке. Приобрести каталог можно в магазинах Музеев Московского Кремля. Цена - 2500 руб.

Адрес: Московский Кремль. Одностолпная палата Патриаршего дворца и Выставочный зал Успенской звонницы.
Время работы: с 10 до 17, кассы с 9:30 до 16:30
Выходной - четверг.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
Все подробности .

В 1920-30-е годы роль женщины в обществе кардинально меняется, благодаря этому меняются и идеалы женской красоты. Новые веяния касаются силуэтов платьев и причесок, косметики и дизайна ювелирных украшений. Женщины перестают носить корсеты и юбки в пол. Они курят на публике, ярко красятся и танцуют до рассвета. И им нужны новые наряды и новые украшения.

В Москву впервые привезут женские костюмы из собрания Института костюма Киото — значительная часть экспонатов была специально отреставрирована для проекта и впервые покинет Японию и пределы Института.

Каждое из платьев Ворта, Пуаре, Ланвен составит единый ансамбль с украшениями и ювелирными предметами, созданными мастерами Cartier и Van Cleef & Arpels в период между 1910 и 1930 годами. Впервые такой способ демонстрации предложили Луи Картье и Жанна Ланвен для выставки Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes, которая состоялась в Париже в 1925 году и дала название самому художественному течению.

В Одностолпной палате Патриаршего дворца и в выставочном зале Успенской звонницы в общей сложности будут представлены 119 экспонатов из Института костюма Киото, 34 ювелирных произведения Cartier и 24 предмета Van Cleef & Arpels.

Выставка «Элегантность и роскошь ар-деко» будет открыта для посещения с 30 сентября до 11 января 2017 года.

Van Cleef & Arpels

пресс-служба Van Cleef & Arpels

1. Часы-шатлен, 1924 г.

В 1920-е годы часы становятся одновременно модным аксессуаром и функциональным предметом. Первые часы-шатлен на цепочке выпускались в виде брошей с двусторонней подвеской: с одной стороны был крошечный циферблат, другую покрывал драгоценный декор в стиле ар-деко.

2. Несессер «Голубой экспресс»​, 1931 г.

Этот платиновый несессер выдающийся гонщик и владелец Bentley Вулф Барнато заказал в подарок для своей жены в ознаменование выигранного им пари. На своем Bentley добрался от Канн до Кале быстрее, чем знаменитый Blue Train («Голубой экспресс» ), ходивший по этому маршруту. Состязание на скорость между автомобилем и поездом изображено на крышке минодьера в виде миниатюры из бриллиантов, сапфиров и изумрудов.

3. Колье с изумрудами, 1929 г.

Уникальное колье из платины и бриллиантов с десятью старинными изумрудами — прекрасный образец модернистской эстетики стиля ар-деко конца 1920-х -1930-х гг. Колье было создано в 1929 году и обновлено в 1940-м по заказу принцессы Фаизы, дочери египетского короля Фуада I. Вес колумбийских изумрудов составляет 165 каратов. В ноябре 2013 года украшение было продано на аукционе Christie’s за $4,2 млн.

4. Ювелирная застежка на сумку, 1931 г.

Именно в эпоху ар-деко художественные ремесла приобретают прикладное значение, а мастера придумывают новые функциональные способы украсить вещь. Драгоценные замки на сумочках и минодьерах часто можно было откреплять и носить как броши.

5. Минодьер Curl из платины, желтого золота и черного лака, 1935 г.

Минодьеры — одно из важнейших изобретений Van Cleef & Arpels. Драгоценные сумочки появились в 1933-м году, они были задуманы как предмет роскоши: их делали из платины и золота, покрывали лаком и эмалью и украшали камнями.

Внутри было предусмотрено множество отделений для всего, что могло бы понадобиться женщине во время выхода в театр, на званый ужин или коктейль. Коробочки для румян и пудры, маленькое зеркало, сигареты, мундштук, лорнет, расческа, таблетница, коробочка с мятными леденцами, маленькая записная книжка, ключи, миниатюрные часики — каждая вещь помещалась в свой отдельный крохотный «шкафчик» или в секретный ящик сбоку.

Cartier


пресс-служба Cartier

1. Бандо с жемчугом, Нью-Йорк, 1924 г.

Модельеры Пуаре и Чарльз Ворт рекомендовали дамам дополнять туалеты своего дизайна восточными эгретами и бандо и носить их подобно головным повязкам на лбу. Бандо заменили классические диадемы. Этот уникальный экземпляр из платины с крупной природной жемчужиной весом примерно 51 гран принадлежал Дорис Дьюк, дочери Джеймса Бьюкенена Дьюка, основателя компаний American Tobacco Company и Duke Power Company.

2. Театральный бинокль, Париж, 1912 г.

В эпоху ар-деко ювелирное искусство выходит далеко за рамки традиционных украшений. Каноны ювелирного мастерства применяют для изготовления, казалось бы, повседневных предметов: ножей для разрезания бумаги, пуговиц, лорнетов, ручек от зонтиков. Не стал исключением и этот театральный бинокль Cartier из платины, гагата, черного лака с алмазами огранки «роза», заказанный американкой миссис Ритой Лидиг. Первоначально в центре изделия находилась надпись Rita, которую после отмены заказа заменили декоративным элементом.

3. Мундштук «Дракон», Париж, 1925 г.

Отныне для дамы закурить в обществе — самое обычное дело, поэтому длинные мундштуки и портсигары становятся одними из самых популярных аксессуаров, причем не только у мужчин. Этот мундштук с фигуркой дракона на нефритовой чаше вырезан из кости альбатроса. Экспонат Cartier принимал участие в знаменитой выставке современных декоративных искусств 1925 года.

4. Брошь с головой египетской богини Сехмет, Лондон, 1923 г.

Эта вещь в египетском стиле была создана всего год спустя после открытия гробницы Тутанхамона. Платиновая брошь имеет форму полукруглого опахала, обрамленного бриллиантами английской огранки «восьмерка». В лазуритовый фон с бриллиантовыми звездами инкрустирован аутентичный артефакт — изображение головы богини Сехмет из древнеегипетского фаянса, которое относится к VII-IV вв до н.э. В эпоху повального увлечения Востоком Луи Картье собирал подобные артефакты и поощрял своих дизайнеров использовать антикварные предметы из Персии, Индии, Китая в своих ювелирных работах.

5. Несессер «День и ночь», Париж, 1927 г.

На крышке шкатулки в технике маркетри из перламутра, эмали, алмазов огранки «роза» и цветных поделочных камней воспроизведен японский пейзаж на рассвете — восходящее солнце символизирует полукабошон рубина. Перламутровое панно приписывают русскому мастеру Владимиру Маковскому, эмигрировавшему в Париж, специалисту в создании предметов в стиле шинуазри.

Женские костюмы из собрания Института костюма Киото

Платье домашнее. Япония, 1900-е гг.
Всемирная выставка в Париже 1900 года, в которой участвовали Индокитай и Сиам, стиль модерн, утвердившийся в эти годы, и даже русско-японская война 1904-1905 подхлестнули интерес к экзотике, в частности Китаю и Японии. Вместе с предметами мебели в Европу из Страны восходящего солнца привозили и вышитые шелковые кимоно, которые часто переделывали на модные платья или домашние халаты.

Парадное придворное платье со шлейфом. Франция, 1914 г. Модный дом «Worth».
Парадное придворное платье дебютантки принадлежало супруге американского посла в Британии Уолтера Пейджа Уиллии, которая в феврале 1914 г. была представлена в Сент-Джеймсском дворце королю Георгу V и королеве Марии. К этому времен самого Чарльза Фредерика Ворта уже не было в живых. Придворное платье со шлейфом и узким корсетом - характерный пример формальной одежды, тогда как в реальной жизни большинство дам отказалось от затянутых талий и носило платья-туники, предложенные за 10 лет до этого Полем Пуаре.

© пресс-служба музеев московского Кремля

Платье вечернее. Франция, около 1925 г. Модный дом «Lanvin».
Жанна Ланвен в то время уже стала главной конкуренткой Габриель Шанель. Ей первой в 1920-е пришло в голову создать специальные линии мехов, мужской и детской одежды, парфюмерии и предметов для дома. Ее роскошно отделанные в духе ар-деко вечерние платья, которые она называла robe de style, с расширенной в боках юбкой, напоминающей фижмы XVIII столетия, были невероятно популярны, поскольку, благодаря пропорциям, подходили дамам почти любого возраста и комплекции.

© пресс-служба музеев московского Кремля

Пальто. Франция, около 1925 г. Поль Пуаре (Paul Poiret).
Несмотря на то, что Шанель всегда настаивала на своем вкладе в освобождение женщин от корсетов, впервые эту попытку сделал около 1905 года француз Поль Пуаре, предложив платье-рубашку, тунику, наподобие античной, и свою версию платья-кимоно, перенеся акцент с талии на плечи. Это цельнокроеное вечернее пальто из ярко-синего шелкового бархата с глубоким запахом и вышивкой золотной нитью и бисером носили поверх платья, слегка спуская назад с плеч, подобно японскому кимоно.

© пресс-служба музеев московского Кремля

Платье вечернее. Франция, 1927 г. Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet).
Раскопки гробницы Тутанхамона и, в частности, обнаружение легендарной золотой маски молодого царя в 1922 г. способствовали невероятному всплеску интереса к древнеегипетской тематике, столь ярко проявившимся в архитектуре, интерьере, ювелирных украшениях и костюме. Черно-золотой рисунок платья модельера Мадлен Вионне как раз напоминает о головном уборе маски фараона с чередующимися полосами золота и цветной смальты.

© пресс-служба музеев московского Кремля

Музеи Кремля открывают долгожданную выставку, подготовка к которой длилась несколько лет. Институт костюма Киото, основанный в 1978 году, впервые привозит из Японии в Россию коллекцию женской одежды европейских домов высокой моды. Акцент сделан на стиле между двух войн - ар-деко .

Оказавший воздействие на мир изящных искусств и современного дизайна, затронув буквально все его сферы, от архитектуры до бытовых предметов, вдохновленный модерном и модернизмом, культурой африканских племен, ар-деко не сдает позиций, оставаясь по-прежнему актуальным. Внимание сфокусировано именно на этом последнем мировом стиле, приметы которого демонстрируются через яркие и динамичные силуэты женских туалетов и изысканные украшения 1910-х - 1930-х годов, предоставленные ювелирными домами Cartier и Van Cleef & Arpels .

В Одностолпной палате Патриаршего дворца и выставочном зале Успенской звонницы покажут извлеченные из архива Института Киото , входящего в четверку лучших музеев моды, вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли. Зритель познакомится с особой разновидностью платьев из женского гардероба эпохи ар-деко, известных как «роб де стиль», и романтическими «бельевыми» нарядами из тончайших тканей с нежнейшими вставками. Увлечение японизмом, возникшее после выставок начала ХХ cтолетия, отразилось на спускающемся с плеч домашнем платье и цельнокройных пальто, смахивающих на кимоно.

Пальто дизайна Поля Пуаре | Традиционное домашнее платье
Франция, около 1925 | Япония, 1900-е

Фото: Такаси Хатакэяма

В парадном придворном платье со шлейфом Уиллия Пейдж, супруга американского посла в Британии Уолтера Пейджа, была представлена королю Георгу V и королеве Марии в Сент-Джеймсском дворце 14 февраля 1914 года. Этот мемориальный наряд приезжает в Москву.

Парадное придворное платье со шлейфом
Франция, 1914
Модный дом Worth
Коллекция Института костюма Киото
Фото: Такаси Хатакэяма

Коллекция Van Cleef & Arpels предоставляет экспонат с любопытной историей, а именно платиновую пудреницу «Синий поезд» из несессера, усыпанного изумрудами, сапфирами и бриллиантами, который господин Барнато, председатель правления концерна Bentley, заказал в 1931 году в подарок жене в ознаменование выигранного им пари. Барнато добрался от Канн до Парижа быстрее, чем «Синий поезд», ходивший по этому маршруту.

Пудреница «Синий поезд»
Париж, ок. 1931
Коллекция Van Cleef & Arpels

Колье-воротник от Van Cleef & Arpels - прекрасный образец модернистской эстетики ар-деко, где были использованы не только бриллианты с разнообразной огранкой, но и десять колумбийских изумрудов весом 165 карат. Вещица принадлежала египетской принцессе Фаизе, дочери египетского короля Фуада I.

Колье-воротник
Париж, 1929
Коллекция Van Cleef & Arpels

Кураторы вспомнили знаменитую парижскую Международную выставку современных декоративных и промышленных искусств 1925 года, впоследствии давшую название стилю ар-деко. Как раз тогда Луи Картье и Жанна Ланвен впервые представили одежду и украшения как единый ансамбль. Та же концепция легла в основу проекта в Музеях Кремля.

В Музеях Московского Кремля - в Одностолпной палате Патриаршего дворца и в выставочном зале Успенской звонницы- открылась выставка «Элегантность и роскошь ар-деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels». И если, например, отдельную экспозицию, посвященную дому Cartier, в Кремле уже показывали в 2007 году, а рассказывающую о модельере Поле Пуаре - в 2011-2012 годах, то гастроли коллекции женских нарядов эпохи ар-деко из Института костюма Киото проходят в России впервые - до 11 января. К тому же многое из этой одежды было отреставрировано специально к нынешнему показу и впервые покинуло Страну восходящего солнца и Институт Киото, входящий в четверку главных мировых музеев моды.

Своим названием стиль ар-деко обязан конкретному событию - выставке, хотя между ней и утверждением термина прошло почти сорок лет. В 1925 году в Париже состоялась Международная выставка современных декоративных искусств и художественной промышленности, откуда архитектор Ле Корбюзье и позаимствовал ар-деко, сокращенное от arts décoratifs. Но как имя нового стиля это словосочетание войдет в обиход только в середине 1960-х. Английский писатель Олдос Хаксли в 1930-м сказал, что современная «простота богата и роскошна», и в этом сочетании - один из ключевых признаков нового стиля. В моду ар-деко вошел благодаря кутюрье-реформатору Полю Пуаре -- он переосмыслил женский силуэт и еще в 1906-м избавил его от тисков корсета. Вместе с тем ар-деко как направление, уравнивавшее в правах изобразительное искусство с декоративным, обратилось в том числе к экзотике восточных культур. И в экспозиции есть придуманное Пуаре пальто из синего шелкового бархата, с вышивкой золотой нитью и бисером, которое надлежало носить, чуть спуская с плеч назад - как кимоно.

Мода на Японию шагала по Европе с конца XIX века и, разумеется, привела не только ко всевозможным стилизациям: например, кимоно и заказывали непосредственно из Японии, и в Музеи Кремля сейчас привезли домашнее платье из ало-оранжевого шелкового крепа, с цветочной вышивкой от лопаток до икр.

Однако ар-деко, подобно многим тяготеющим к синтезу стилям, делал заимствования из разных эпох. С одной стороны на выставке показывают черное газовое платье с золотистым орнаментом (кутюрье - Мадлен Вионне), созданное под впечатлением египетских орнаментов, всплеск моды на которые был вызван, в частности, раскопками гробницы Тутанхамона в 1922 году (под стать наряду здесь есть броши в египетском стиле фирм Cartier и Van Cleef & Arpels). А с другой окажется платье дома Boué Sœurs (сестер Сильвии и Жанны Буэ). Которое отчасти напомнит галантный век рококо. Пастельная розово-серая гамма, расшитая цветами треугольная вставка на отогнутом корсаже. И даже с нашитыми на плече и подоле идиллическими букетиками, фирменным знаком дома Буэ. А с третьей стороны будет robe de style, характерное и для Жанны Ланван, и в целом для ар-деко платье с пышной юбкой, вновь адресующее к нарядам XVIII века, но вместе с тем смело расшитое геометрическим узором, напоминающем об искусстве ацтеков. Описание «составных» этого вечернего платья занимает в каталоге три строчки: «шелковая тафта, кружево, шифон, бисер, стразы, блестки, кристаллы, ткачество, вышивка, плетение». Культура вещи одна из примет той эпохи - независимо от масштаба вещь сделана тщательно, как драгоценность, будь то брошь, серьги, платье или манто.

Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Потому и, в общем-то, крошечный (9*5,9*2,5) несессер Cartier внутри умудряется вместить несколько отделений, а снаружи, на крышке - китайскую вазу с пышным букетом. Для изготовления которого не поленились задействовать разноцветные эмали, кораллы, изумруды, сапфиры, а в основании этого самого сосуда и на ручке несессера есть еще и алмазы да бриллианты разных огранок. В общем, все «необходимое», если воспользоваться прямым переводом с французского слова «несессер». И ведь если учесть, что как раз в пору ар-деко ежедневный макияж стал обычным делом, тут действительно все самое нужное. Да что там, если целую витрину занимают каблуки для туфель, одинаковой формы и высоты, зато декорированные почти с ювелирной изощренностью.

Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Это выставка, где декоративно-прикладное искусство отражает «повадку», походку эпохи, ее приметы. В 119 вещах из Института костюма Киото, среди которых наряды, придуманные домами Пуаре, Шанель, Сестер Буэ и Сестер Калло, Фортуни, Ланван и еще в 80 аксессуарах, эскизах к ним, иллюстрациях из журналов и фотографиях. И если, скажем, прямые силуэты платьев просты, это компенсируется кружевом, вышивкой и причудливыми поясами. А в дополнение к таким силуэтам появляется шляпка-клош (от французского слова «колокол»), завершающий акцент в новом женском силуэте. Если женщины курили, то «оформлялось» это обстоятельство зажигалкой Cartier (кресало со спичкой) - с полосками золота и бордовой эмали, с венчающим спичку ониксом. А если флэпперы стали носить короткие стрижки, для них придумали надевавшиеся на лоб будто повязка бандо, но платиновые и щедро усыпанные драгоценными камнями. В залах все это перемежается цветными иллюстрациями из модных изданий, эти картинки часто делались как сюжетные зарисовки сладкой жизни. Есть среди них и «Суд Париса» (во французском оригинале с игрой слов: Paris - Париж). Сидящий к зрителю спиной господин с перстнем на одной руке и с яблоком в другой выбирает между трех нарядившихся по последней моде красоток.

© samara-sposa.ru, 2022
Женский портал - Гороскопы. Деньги. Любовь и отношения. Мода и красота