Вознесенский автор архитектурной части монумента дружба навеки. Тишинская площадь

20.08.2021

На открытии памятника Зураб Церетели и Андрей Вознесенский

До сих пор не могу забыть свою поездку в Грузию в 1986 году. В Москве январские морозы и сухой закон, а у меня через пару часов уже тёплый Тбилиси и огромное количество самтрестовских магазинов со спиртными напитками . Фуникулер и Иберия, воды Лагидзе со сладкими разноцветными сиропами и настоящие гигантские хинкали, невероятные дворики с анфиладами открытых балконов, графические горы, скрывающиеся за горизонтом поля со стадами разношерстных баранов и бурная Кура. В Москве у нас в доме была соседка – грузинка Нана – благодаря ей моя мама научилась делать белоснежный сациви и ореховое харчо, капусту по-гурийски и аджапсандал . Грузия неразрывно на протяжении веков связана с нами верой и культурой, характером и обычаями, теплом и удивительными людьми.

В Москве есть несколько так называемых «грузинских мест». Это и село Всехсвятское (ныне Сокол), издревле связанное с грузинскими князьями, и Сандуновские бани Силы Сандунова урождённого грузина Зандукели, и Грузинские улицы , и конечно скульптор Зураб Церетели, чьи работы по мнению одних украшают Москву, по мнению других – только портят. Не знаю, как Вам, а лично мне нравится и памятник Петру и станции метро «Трубная» со «Сретенским бульваром». Сто лет назад работы скульптора Меркурова вызывали у москвичей такие же противоречивые мнения, как и работы Церетели. А сейчас мы восторгаемся монументальностью Тимирязева в мантии на Никитском бульваре и застывшим Достоевским в глубине дворика Мариинской больницы. Поживем – увидим, что скажут потомки.

А первый памятник, установленный в Москве скульптором Зурабом Церетели в 1983 году, был именно этот под официальным названием «Дружба навеки» или «Древо языков» . Он и сейчас возвышается на Тишинской площади. Это 42-метровая колонна, составленная из букв русского и грузинского алфавита, в народе из-за своего внешнего вида получила название «памятник шашлыку» . Буквы на колонне установлены не просто так, из них по-грузински и по-русски можно сложить слова — единство, мир, братство, труд . Наверху колонны лежит большой, позолоченный венок из переплетенных виноградных лоз с пшеничными колосьями, который символизирует крепкую дружбу народов Грузии и России. Стоит колонна на постаменте, на котором развернуты свитки с цитатами знаменитых русских и грузинских писателей и поэтов. Говорят, что замысел этого памятника подсказал скульптору поэт Андрей Вознесенский!

Создание памятника было приурочено к знаменательной дате двухсотлетия подписания Георгиевского трактата между Россией и Грузией о дружбе и покровительстве и верховной власти России с грузинским царством. Этот договор был подписан с объединённым грузинским Картлийско-Кахетинским царством в Восточной Грузии 24 июля (4 августа) 1783 года на Северном Кавказе в Георгиевской крепости (сейчас город Георгиевск в Ставропольском крае).

Место для памятника было выбрано не случайно. Рядом расположены Большая и Малая Грузинские улицы, названные так по старинному, известному ещё с начала 18 века району Москвы – Грузинской слободе . Это бывшее дворцовое село Воскресенское было подарено грузинскому царю Вахтангу Левановичу VI. Уже позднее разместился на площади Тишинский рынок с деревянными магазинчиками и многочисленными торговыми рядами с навесами . В 80-е вокруг памятника образовался блошиный рынок. Прямо на площади возле памятника люди раскладывали свой товар, подстелив на асфальт газетный лист или картонку. Примусы, разогреваемые углями утюги, старая посуда, коллекции спичечных этикеток, граммофоны, телефоны с трубкой и гербом СССР – в общем всё ненужное старье, которое комиссионным магазином не принималось, продавалось прямо с рук. Знающие люди приходили сюда с утра и скупали самый раритетный товар. Сейчас на этом месте Торговый центр Тишинка, где часто проходит ярмарка «Блошиный рынок» , на которой тоже продают старые товары только за совсем иную стоимость. Настоящая блошинка переехала на станцию Новоподрезково и носит название «Левша».

Тбилиси. Монумент Церетели "Человек и Солнце"

Точно такой же памятник русско-грузинской дружбе был установлен и в Тбилиси, только там его прозвали в 90-е «неразрывными узами» , накрепко связавшими две страны. Тот памятник состоял из переплетенных обручальных колец великого русского поэта Александра Грибоедова и его жены, грузинской княжны Нины Чавчавадзе, внутри которых стоял православный крест. Памятник возвышался при выезде из города на Военно-Грузинскую дорогу и в 1992 году после распада СССР и отсоединения Грузии по распоряжению Звиада Гамсахурдиа был взорван. Его фотографию мне найти не удалось, однако в Грузии по дороге к Тбилисскому аэропорту стоит почти двойник моковского памятника под названием «Человек и Солнце», который в 2010 году стал жертвой вандалов.

Но несмотря на то, что в наших магазинах давно уже нет вкусного грузинского вина

Олег Басилашвили на Тишинке в фильме "Вокзал для двоих"

«Киндзмараули» и «Хванчкара», и на то, что президенты наших держав не нашли общий язык, дружба грузинского и российского народа продолжается , как и продолжается любовь к грузинскому искусству, грузинской кухне и обычаям. Как-то ранним утром встретила на Патриарших прудах грузина, выгуливающего свою собачку. Разговорились, и я спросила – Ну как там у Вас в Грузии? «Всё отлично» — сказал он — А Вы сами приезжайте!». Вот я и засобиралась в дорогу…

Так что, Идите и Смотрите! А лучше всего путешествуйте и наслаждайтесь!

Помню из советского детства: «Пятнадцать республик – пятнадцать сестер». Мне такое выражение очень нравилось: представлялась дружная, шумная семья с красавицами-сестрами.

В детстве не задумываешься, почему у тебя именно такие родственники, просто любишь их и все. И лишь со временем появляется интерес и желание разобраться в родственных связях: кто породнил, как породнились, хотели ли родства…

Мы, рядовые граждане, мало что знаем о собственной истории – это печально, но факт. Еще меньше мы знаем об истории наших бывших республик. Декабрьское разрушение Мемориала воинам-грузинам, погибшим во время Великой Отечественной войны, в Кутаиси пробудил мой интерес к Грузии, этой бывшей младшей сестре, а ныне суверенному государству. Что это за страна, какова была ее история, какую роль сыграла в ней Россия?

Археологические находки на территории современной Грузии показывают, что эта местность была одним из центров появления и развития первобытной культуры в Восточном регионе. По мере своего формирования эта сравнительно небольшая территория стала представлять большую ценность, т.к. связывала два моря: Черное и Каспийское. Кроме того, здесь пролегал Великий Шелковый путь. Возможность выгодной торговли делала этот гористый край весьма лакомым для многочисленных завоевателей. Поэтому история грузинского народа – это череда завоеваний и освободительных движений. Кто только не побывал здесь: часть этих земель входила в состав Римской империи, затем Византийское владычество, многократные набеги турок-сельджуков, иранцев, арабов, хазар. И так на протяжении почти 10 веков.

Фото orthphoto.net. Грузия

В 1089г на грузинский престол взошел царь Давид IV, позднее прозванный Строитель и причисленный к лику святых. С этого времени начинается период активного развития и расцвета экономики и культуры, длившийся при его сыне и внучке – знаменитой царице Тамаре. Успешно отражаются набеги турок-сельджуков, освобождаются захваченные ранее территории, увеличивается общая площадь грузинского царства. Процветают сельское хозяйство, ремесла, торговля. Высокого уровня достигает культура: развивается литература, историография, философия. К этой эпохе относится создание бессмертного творения Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Идет активная просветительская деятельность при монастырях как в самой Грузии, так и за ее пределами – на Афоне, в Сирии, в Болгарии, в Палестине. Грузинское царство становится одним из сильнейших государств на Ближнем Востоке в XII в.

Сношения грузин и славян до этого времени носили нерегулярный характер, но с ХII в были установлены глубокие культурно-экономические и политические отношения с Киевской Русью. Были заключены брачные союзы между русскими и грузинскими княжескими семьями.

Золотое время Грузии длилось до 1220 года, года на ее территории стали появляться монгольские племена. А в 1226 году Тбилиси, бывший тогда столицей крупнейшего грузинского княжества, был разрушен ханом Джалал-ад-Дином, и Грузия была покорена татаро-монголами. Через 100 лет нашествие Тимура еще более разорило страну. Начались внутренние дробления и еще недавно мощное единое государство разделилось на несколько слабых, но независимых княжеств. В таком раздробленном виде Грузия просуществовала около 300 лет.

В XVI-XVIII вв опустошительные набеги иранцев и турок терзали и без того ослабленные грузинские княжества. При этом Иран стремился полностью уничтожить грузинское население и превратить ее в ханство, заселенное кочевниками. Турция же проводила насильственное отуречивание захваченных территорий. На этом фоне русско-грузинские отношения, прерванные во время татаро-монгольского ига, возобновляются и начинают укрепляться. Грузинские князья именно в Российской Империи видели реальную силу, способную защитить их народ от полного истребления.

Важным объединяющим фактором была и единая вера. Судьбоносное решение о принятии Православия в качестве государственной религии произошло в далеком 326 году. До этого года с христианской проповедью в древнюю Иверию приходили ученики Христа – Андрей Первозванный и Симон Кананит. Но только спустя почти триста лет благодаря проповеди и многочисленным чудесам и исцелениям, произошедшим по молитве проповедницы Нино Каппадокийской, к вере обратился грузинский царь Мириан с супругой и многочисленной свитой. Святая Нина способствовала строительству большого количества храмов в честь святого Георгия, которого грузинский народ выбрал своим небесным покровителем. Во время вражеских набегов не раз грузинам приходилось не только отстаивать свои территории, но и быть исповедниками Христовой веры. Так в 1227 году, во время нашествия хана Джалал-ад-Дина на мост в Тбилиси были вынесены иконы, и все жители города должны были, проходя по мосту, плевать на лики икон. Тем, кто этого не делал, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси приняли мученическую смерть. И таких примеров не мало.

Фото orthphoto.net. Грузия

Укреплению русско-грузинских отношений способствовала грузинская колония в Москве, сформировавшаяся в самом начале XVIII века. Спасаясь от турецких и персидских захватчиков, в Москву переселяется грузинский Вахтанг с сыновьями, многочисленной свитой и простыми людьми – всего около 3 тысяч человек. Для грузинского поселения отводится село Воскресенское, которое позднее будет называться Грузинская слобода, или просто – Грузины. Это место становится культурным и просветительским центром. Здесь был написан впервые за всю историю грузинских княжеств единый свод законов, были собраны многочисленные исторические источники и книги по истории Грузии, здесь активно переводятся на грузинский язык и печатается русская научная и художественная литература.

Однако, Москва была не только донором сил и средств для разоренного соседа, но и сама получала превосходный пример пламенного грузинского патриотизма, искренней любви к «родному пепелищу» в буквальном смысле слова. Грузинская нация была на грани полного исчезновения. Укрепление русско-грузинских отношений привело к подписанию в Георгиевске дружественного договора-трактата об установлении протектората над Восточной Грузией. А 22 января 1801 года император Павел I подписывает Манифест о присоединении Грузии к Российской империи. Присоединение Грузии к России спасло грузинскую нацию от геноцида и ассимиляции со стороны соседних исламских стран.

Уже через сто лет после вхождения Грузии в состав Российской империи численность грузин выросла с 60 тысяч до полутора миллионов человек. Позднее за счет военных действий с Турцией и Ираном происходило присоединение и других земель, ранее относившихся к грузинским княжествам. Жизнь грузинского народа в составе Российской империи была намного спокойнее, чем раньше. Она не была безоблачной и легкой, но все же Грузия не стояла на месте, не угнеталась, а постепенно развивалась, налаживая экономику, пестуя культуру.

После революции 1917 года Грузия была включена в состав формировавшегося нового советского государства. О том, как жилось Грузии в составе Советского Союза современные источники пишут мало – ни набегов, ни войн, растут виноградники, расширяются пахоты, строятся университеты и театры. Что тут интересного. Еще меньше можно найти информации о роли грузинских воинов в Великой Отечественной войне. Наверное, потому, что они наравне с другими просто и честно отдавали свой долг такой большой многонациональной Родине.

На фронты Великой Отечественной войны ушло 700 тысяч грузин – это одна пятая населения Грузии в 40-е годы. Не вернулось около 400 тысяч. На территорию Грузии немецкие войска не вступали, хотя они жестоко прошлись по северокавказскому региону. В планы немецкого военноначалия входил быстрый захват Кавказа с целью скорейшего попадания в тыл России. Летом 1942 год фашистские войска вышли к предгорьям Главного Кавказского хребта и пытались прорваться в Абхазию, но уже осенью они были оттуда выбиты и отброшены за Главный Кавказский хребет.

Грузинские солдаты участвовали во всех значимых сражениях: в обороне Брестской крепости, в битвах под Москвой, в обороне Ленинграда, в сражении за Сталинград и на Курской дуге. А сколько их полегло за отвоевывание простых сел и деревень! Наверное, нет ни одного человека в нашей стране, кому бы не был знаком подвиг советских воинов Егорова и Кантария, водрузивших Красное знамя над Рейхстагом. Самоотверженную борьбу грузин с немецкими захватчиками помнят и чтут до сих пор даже на далеком голландском острове Тексел. Там в начале апреля 1945 года развернулось большое антифашистское восстание военнопленных грузин. Грузинское кладбище и памятник воинам из далекой Грузии содержится с европейской аккуратностью по сей день и является одной из местных достопримечательностей.

Но достойны ли увековечивания эти жертвы и подвиги в национальной памяти грузинского народа? Судя по сносу Мемориала в Кутаиси, не все грузины так думают.

Интересен и еще один скульптурный факт. В 1983 году отмечалось 200-летие подписания Георгиевского трактата. В Москве и Тбилиси по этому случаю были установлены памятники. На Тишинской площади, некогда относящейся к Грузинской слободе, воздвигнули 42-метровую стелу – «Дружба навеки». Она представляет собой переплетающиеся буквы русского и грузинского алфавита, слагающиеся в слова “мир”, “труд”, “единство”, “братство”, “дружба”. В Тбилиси «Узы дружбы» находился на въезде в город со стороны Военно-грузинской дороги и представлял собой огромный металлический позолоченный узел, связывающий два кольца, соединивших судьбы грузинского и русского народов. Внутри был подвешен металлический свиток с текстом Георгиевского трактата. В основу создания этого памятника легла история любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе.

«Дружба на веки» стоит до сих пор. Не будем здесь рассматривать художественную сторону этого монумента. Главную свою задачу монумент выполняет – символизирует и напоминает. Памятник «Узы дружбы» в 1991 году был разрушен по приказу грузинского главы того времени – Звиада Гамсахурдия…

Почему меня так задел снос воинского Мемориала в Кутаиси? В моей семье, как и во многих русских семьях, еще живы участники Великой Отечественной войны, и память о ней свята. Поэтому варварское разрушение Мемориала – для меня кощунство. Не задеть не могло. Но, кроме этого, просто очень обидно. Обидно за разрушение дружбы. Я считаю, что дружба, это второе после любви важнейшее состояние в жизни, и во многом они синонимичны, делая жизнь полнее и ценнее. Настоящую дружбу нелегко уничтожить, но когда это планомерно делается в течение 20 лет, даже основательное 200-летнее здание русско-грузинской дружбы начнет давать крен. Надеюсь, нашим странам не понадобиться еще 200 лет для осознания важности и ценности дружеских отношений.

Скульптор Зураб Церетели Архитектор Андрей Вознесенский и Ю. Н. Коновалов

Дру́жба наве́ки - монумент, одна из достопримечательностей Москвы , установленная в 1983 году на Тишинской площади .

История

Не смоете губкой,

Не срезать резинкой

С небес эти буквицы

Русско-грузинские.

Такого ни в Цюрихе,

Ни в Семиречье

Прокрашенный суриком

Памятник Речи.

Монумент «Дружба навеки» - это первая установленная в Москве работа Зураба Церетели , созданная вместе с архитекторами Андреем Вознесенским и Ю. Коноваловым .

Памятник, помимо основного, имеет и неофициальные названия: «Дерево языка», «Шампур» или «Шашлык» (благодаря внешнему сходству) .

Интересно, что некогда композиция была «парной»: вторая часть, названная «Узами дружбы», была установлена у выезда на 208-километровую Военно-Грузинскую дорогу . Памятник представлял собой два кольца - история России и Грузии, связанные огромным металлическим узлом с позолотой. Внутри располагался металлический свиток с текстом Георгиевского трактата. Такую необычную форму композиции Зурабу Церетели навеяла любовь Александра Сергеевича Грибоедова и Нины Александровны Чавчавадзе . В 1991 году монумент «Узы дружбы» был взорван по распоряжению первого президента Грузии Звиада Константинович Гамсахурдиа .

Описание

42-метровый монумент «Дружба навеки» представляет собой колонну, состоящую из нанизанных на вертикальный каркас трудноразличимых букв русского и грузинского алфавита , которые образуют слова «Мир», «Труд», «Единство», «Братство» . Венчается колонна венком в виде виноградной грозди, переплетённой колосьями пшеницы , что весьма символично - виноград символизирует Грузию, а хлеб - Россию .

Установлен памятник на широком плоском постаменте с медными свитками, на одном из которых начертаны слова из Георгиевского трактата, а на остальных высечены цитаты из сочинений многих авторов, посвященных дружбе между Россией и Грузией: Ш. Руставели, И. Чавчавадзе, А. Церетели, Н. Николадзе, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака, К. С. Симонова и др . Примечательно, что в тексте одного из свитков допущена орфографическая ошибка .

15 картушей были установлены за несколько дней до открытия памятника, но свиток со строками Бориса Леонидовича Пастернака был приварен лишь перед прибытием на площадь правительственных машин, потому что стихи Пастернака один из секретарей ЦК КПСС запретил помещать на медных листах . Но у Церетели был иной взгляд на происходящее:

Даже просто процитировать запрещённого Пастернака в советское время - значило рисковать биографией. А ведь в моей колонне-памятнике так называемой языковой дружбы (на Тишинской площади, недалеко от Белорусского вокзала) - с вязью из букв арамейского, грузинского, славянского алфавитов - поэтические строчки Пастернака отлиты в металле. Тогда - в расцвет застоя! - это имя не упоминалось, и строчки Бориса Леонидовича лично вычеркнул Михаил Суслов . Помните такого? Страшный человек! Он отвечал в ЦК КПСС за идеологию, и спорить с ним было опасно.

Но мне очень хотелось, чтобы народ прочитал прекрасные стихи Пастернака, и я проявил своеволие: заранее заготовил плиту с отлитыми на ней поэтическими строчками и стал ждать. Когда мне сообщили, что комиссия, которая должна была принимать памятник, выехала из Кремля, я отдал команду приварить плиту.

Галерея

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Напишите отзыв о статье "Дружба навеки (монумент)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дружба навеки (монумент)

Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.
Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d"en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.
Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии.
На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ?
Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется.
Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.
Вся деятельность его, старательная и энергическая (насколько она была полезна и отражалась на народ – это другой вопрос), вся деятельность его была направлена только на то, чтобы возбудить в жителях то чувство, которое он сам испытывал, – патриотическую ненависть к французам и уверенность в себе.
Но когда событие принимало свои настоящие, исторические размеры, когда оказалось недостаточным только словами выражать свою ненависть к французам, когда нельзя было даже сражением выразить эту ненависть, когда уверенность в себе оказалась бесполезною по отношению к одному вопросу Москвы, когда все население, как один человек, бросая свои имущества, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства, – тогда роль, выбранная Растопчиным, оказалась вдруг бессмысленной. Он почувствовал себя вдруг одиноким, слабым и смешным, без почвы под ногами.

Тишинка и ее окрестности на стыке эпох.

Тишинская площадь в современном Пресненском районе является одним из интереснейших исторических объектов, связанных географически со многими важными событиями и постройками старой Москвы.
Название известно с XVIII века. Его происхождение связывают с названием местности Тишина, которое в этом случае означает не только «отсутствие крика, шума, стука», но и «мир, покой, отсутствие тревоги». Это было связано с малым количеством жителей и удаленностью от магистральных улиц. С XVII-XVIII веков там продавали сено и площадь стала называться Тишинской Сенной.
В 1868 году журнал «Москва» указывал: «...Тишинская площадь отличается большим торговым оживлением. Она имеет вид треугольника, в вершине которого находится довольно сносный трактир «Грузия». К одной стороне примыкает длинный забор, отделяющий от площади огороды ямщиков. С одной стороны – поле, с другой – Садовая, с третьей – Зоологический сад и Ваганьковское кладбище. Эта местность находится на выезде из города. Воздух здесь чистый, и площадь, благодаря твердому сухому грунту, весьма суха. Положение ее совершенно центральное; жители убеждены в необходимости устройства рынка на Тишинской площади». Тишинка в течение всего последующего XX века была известна своим рынком и развалами, которые были показаны в советских фильмах «Операция Ы» и «Вокзал для двоих». На углу площади, в XIX веке располагались известные Ламакинские бани у прудов на Кабанихином ручье.
Самым внушительным памятником на Тишинской площади является стена высотой 42 метра «Дружба навеки», сооруженная в честь Георгиевского трактата– дружественного договора 1783 года о признании верховной власти Российской империи грузинским царством Картли-Кахети. Огромная колонна памятника составлена из букв грузинского и русского алфавитов, которые образуют слова: «Мир», «Труд», «Единство», «Братство»; включающими слова текста Георгиевского трактата и цитатами многих авторов со словами о дружбе России и Грузии. (скульптор Зураб Церетели и архитектор Андрей Вознесенский). Венчается колонна венком в виде виноградной грозди, переплетённой колосьями пшеницы, что весьма символично - виноград символизирует Грузию, а хлеб - Россию.
Окрестности Тишинки в истории России связаны с важными личностями, событиями и явлениями. От Тишинки к Садовому кольцу ведет улица Красина, названная по имени крупного большевика, который занимался многими тайными операциями для партии, в частности поиском финансового обеспечения революционной деятельности. С 1891 по 1931 год название улицы меняли, пока в 1931 году ее не переименовали в честь советского деятеля Леонида Борисовича Красина. Еще ранее улица носила не очень приятное название – Старая Живодерка, по названию слободы, жители которой занимались убоем и разделкой скота. Здесь же, на Живодерке с выходом на Садовое, находилась усадьба поэта Петра Андреевича Вяземского, приятеля Пушкина, который посещал его здесь. С Тишинской площади можно было выйти в Соколовский переулок, с 1926 года Электрический. По одной из городских легенд считается, что цыгане из знаменитого хора Ильи Соколова жили здесь (а цыгане действительно селились там). Однако более логично предположить, что первоначальное название переулок получил по имени владельца земель. В 1818 году ямщики Тверской ямской слободы продали большой участок пустующей земли коллежской асессорше Соколовой, которая построила с левой стороны переулка бани около реки Пресни.
В переулке выделяется длинное здание под номером 3, обрамленное многочисленными деталями русского народного орнамента. Оно было построено в 1880 году на участке рядом с Грузинским валом. Его владелец -Иван Григорьевич Фирсанов возвел здесь здание по проекту архитектора Арсеньева М.А и передал его «Братолюбивому обществу снабжения неимущих квартирами». Дом для вдов и сирот так и назывался в народе «Фирсановский».
Напротив него под номером 10 находится небольшой особняк, построенный для себя в 1884 году архитектором Соколовым С. В. Над входом Соколов создал картуш с изображением циркуля и линейки, обвитых ветвями, как символ архитектурной профессии (здание было снесено в конце мая 2014 года по причинам «ветхости и изношенности»). Поэтому важно изучать историю своего района и нашего города, чтобы обращать внимание общественности и властей на состояние исторических зданий и памятников, которые есть живой и непосредственный взгляд на историю наших предков.

Источники

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тишинская_площадь http://moskv.ru/articles/fulltext/show/id/11880/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Дружба_навеки_(монумент) https://ru.wikipedia.org/wiki/Улица_Красина_(Москва) http://www.yourmoscow.ru/city/street/electricheskiy_pereulok
© samara-sposa.ru, 2022
Женский портал - Гороскопы. Деньги. Любовь и отношения. Мода и красота