Гипноз как метод лечения: мнения священников и врачей. Лечение гипнозом: когда, кому и для чего? Можно ли гипнозом вылечить

02.10.2021

Нам помогали:

Вячеслав Гончаренко
Психотерапевт, гипнотерапевт

Дарья Сучилина
Психолог, психотерапевт

Раз уж мы сразу задали серьезный тон, обойдемся без вступительных пассажей, оставим в покое цыганский морок, а про мифы и колдовство поговорим по ходу дела. «В общем виде гипноз – набор практических навыков, знаний и умений, помогающих возникновению транса у другого человека и/или у себя, и использование этого состояния для инициации изменений, в которых пациент нуждается», – говорит наш эксперт Вячеслав Гончаренко. И дальше, конечно, расшифровывает свои слова.

Мифы о гипнозе

Во-первых, существует распространенный миф о том, что способность загипнотизировать – некий дар. На самом деле этому можно научиться. Второй момент – тоже из разряда суеверий – касается транса, якобы мистического, особого состояния психики, которое вызывает гипнотизер. Но ничего подобного. Транс – естественное, физиологически необходимое каждому из нас состояние . Будешь удивлена, но в нем мы пребываем по многу раз за день. Ты едешь утром на машине или в метро, смотришь фильм, читаешь книгу, слушаешь музыку, мечтаешь, работаешь за компьютером, в конце концов. Общее во всех ситуациях вот что: у тебя есть некий объект для фиксации внимания и ты погружена в себя – в свои мысли, образы, ощущения, переживания. В такие минуты ты в разной степени отстранена от внешнего мира, но все же сохраняешь с ним контакт. Этот транс называют бытовым или естественным.

«В эриксоновской гипнотерапии (о сути которой ниже. – Прим. WH) человек, конечно, в большей степени абстрагируется и погружается в свои внутренние процессы. И на психическом и физическом уровне запускает желаемые внутренние изменения. Иногда это происходит и спонтанно, в естественном трансе, но чаще – в сотрудничестве с терапевтом», – рассказывает Вячеслав.

Спросишь, что в такие моменты происходит на уровне физиологии? Вопрос на миллион – поскольку это как раз пока загадка. Тема, конечно, активно изучается, но единой, общепризнанной теории нет, хотя концепций много. Например, физиолог Павлов считал, что гипноз – частичный сон, при котором почти все участки головного мозга дремлют , но остается «сторож» в коре больших полушарий, с ним-то и контактирует гипнотизер. Но существуют и иные объяснения.

«Например, есть мнение, что в трансе активность левого полушария мозга снижается, правого – повышается (первое, напомним, отвечает за логику, а второе – за творчество. – Прим. WH). И это тоже миф, – говорит Вячеслав Гончаренко. – Скажем так, при гипнозе работа центров и систем головного мозга точно отличается от «обычного» состояния. Но характер этих изменений зависит от множества факторов, в том числе и от целей сеансов. Например, гипноз хорошо работает с острой и хронической болью. И на сегодняшний день есть множество исследований о том, как у человека в трансе меняется субъективное ее восприятие. Все потому, что системы в головном мозге, за боль отвечающие, начинают функционировать по-другому».

Методы гипноза

Среди специалистов (особенно молодых) в последнее время популярность набирает так называемый эриксоновский гипноз. Его основатель доктор медицины, психотерапевт, психиатр американец Милтон Эриксон (родился в 1901 году, умер в 1980-м) внес огромный вклад в развитие предмета нашего разговора. Собственно, если говорить грубо, то гипноз сейчас принято делить на эриксоновский (ЭГ) и классический . Под последним чаще всего понимают директивный (ДГ).

В чем основная разница между ЭГ и ДГ? «На мой взгляд, в том послании, что явно и неявно транслируется «гипнотизером» другому человеку, – считает Вячеслав Гончаренко. – В директивном подходе это – «Я имею власть над тобой». И из него вытекает соответствующая форма общения: авторитарность, идея подчинения, внушения. В эриксоновском гипнозе сообщается послание «Я помогу тебе обрести власть над самим собой». Из чего вытекают равные, уважительные «рабочие» отношения, косвенный характер внушения, пермиссивность, то есть право клиента на естественность и спонтанность: общаться так, как он общается, входить в транс так, как он входит, вести себя в нем так, как он ведет, и выходить, как выходит. Соответственно, тут мы имеем высокий процент гипнабельности – практически 100%, ведь транс – это естественно, а изменения выбирает сам пациент (его бессознательное)».

Как все выглядит со стороны? Увы, не очень-то сценично. Похоже на общение двух интеллигентных людей, один из которых (терапевт) рассказывает длинную интересную историю, иногда делая паузы. Второй его слушает, погрузившись в свои мысли, часто с закрытыми глазами, но необязательно. В основном молчит, но иногда тоже что-то говорит – если захочет или собеседник попросит. Иногда рисует – тоже пребывая в глубокой задумчивости. А под конец сеанса оттуда «выныривает». Маятником перед пациентом никто, как правило, не машет. Хотя терапевт, по желанию клиента, может использовать этот «реквизит», а еще приглушить свет, включить музыку, если так человеку легче дается транс.

Правда о лечение гипнозом

Интернет часто предлагает лечить гипнозом зависимости, фобии, стресс, неврозы, аллергию, депрессию, психосоматические заболевания (те, что вызваны подавленными эмоциональными переживаниями). А еще якобы при помощи внушений можно похудеть. Вячеслав Гончаренко, в принципе, подтверждает, что да, гипнотерапия действительно может быть использована в перечисленных случаях, но – нюанс! – чаще всего она применяется как вспомогательное средство.

Отсюда логичный вывод: гипноз не панацея. И не лекарство, а инструмент, как, например, скальпель. А что можно вылечить скальпелем? «Гипноз хорошо работает в содружестве с традиционными медицинскими методами . Он способен усиливать действие отдельных компонентов лекарств, уменьшать/убирать побочные эффекты, справляться с болью и психологическими страданиями, которые нередко сопровождают процесс излечения, – рассказывает наш эксперт. – В последнее время активно изучается связь гипноза с деятельностью ЦНС и нейрогенезом, что тоже служит вспомогательным средством в период восстановления после инсультов и травм. В медицине лечение – процесс всегда комплексный и многосторонний. И нужно отталкиваться от конкретной задачи».

Но, согласись, очень сложно прекратить расспрашивать эксперта о тех самых устойчивых мифах. «С помощью гипноза якобы можно овладеть различными сверхспособностями вроде «спать по 4 часа в сутки, сохраняя полную ясность сознания», «входить в состояние повышенного восприятия», «останавливать внутренний диалог»; и вообще, бывают разные желания, связанные с насилием либо над собой, либо над другими, – неохотно сдается Вячеслав. – А что в итоге? Сидим с клиентом, разбираемся, зачем ему «спать мало и работать много», «разгонять мозг» и прочее. Речь идет о так называемых фасадных запросах. Есть то, что человек хочет, и то, чего он на самом деле хочет, и зачастую между этими двумя точками – пропасть. Исход работы зависит от того, удастся ли ее преодолеть».

Про сон, уверены, сейчас многим тоже стало интересно. Отвечаем: никакой транс его не заменит. Гипнотерапия помогает немного и на время компенсировать недостаток ночного отдыха , если того требует ситуация. Но потом все равно нужно выспаться, тело возьмет свое.

Выбор специалиста

Главный страх, связанный с гипнозом, – что ты утратишь контроль над ситуацией, тебя зомбируют, а потом внедрят какую-нибудь зловредную установку. Главный аргумент скептиков: «Мне, человеку с интеллектом, вы ничего не внушите». Все это касается в первую очередь директивного подхода. Дело в том, что люди бывают более внушаемыми и менее (что от уровня интеллекта, кстати, не зависит). Есть профессиональные специалисты, есть шарлатаны. Прямые инструкции или приказы, которыми пользуются в ДГ, действуют на небольшой процент клиентов, остальные, как правило, их не принимают (процент гипнабельности низкий). И человек уходит разочарованным в терапии или, еще хуже, в себе: «Даже гипноз мне не помог!»

«Не могу сказать, что ДГ не работает, вреден или малоэффективен. Есть и у него свои области применения. Например, он хорошо работает с различного рода зависимостями, – говорит Вячеслав Гончаренко. – К тому же на определенном этапе эриксоновской терапии применение директивных внушений тоже может иметь эффект. Все, конечно, зависит от уровня подготовки специалиста». И безопасность сеансов, кстати, тоже. «Как кто-то однажды сказал, в кабинете психотерапии по крайней мере один человек должен понимать, куда движутся двое. И лучше, чтобы это был психотерапевт, – продолжает наш эксперт. – Поэтому, если возникла необходимость, стоит обращаться прежде всего к врачу или квалифицированному психотерапевту , владеющему ЭГ. Это один из способов себя обезопасить».

Авторитетными местами среди тех, где эриксоновскому методу учат, считаются Фонд им. Милтона Эриксона, из российских – Институт психотерапии и клинической психологии, Институт групповой и семейной психологии и психотерапии. Плюс, если ты пребываешь в поиске такого рода специалиста, обрати внимание на блок «Как отличить профессионала». И еще имей в виду, что вам с ним придется работать в одной упряжке. На первой встрече почувствуешь любого рода дискомфорт – иди к другому: ну не твой человек, бывает.

Как отличить профессионала

Ниже мы перечислили важные качества эриксоновского гипнотерапевта. Пользуйся!

  • Этичность. Этот человек в первую очередь доктор или психотерапевт, а значит, обязан соблюдать нормы своей профессии, врачебную этику.
  • Внимательность, чувствительность – способность замечать малейшие, на грани, изменения у клиента во время сеанса.
  • Гибкость – умение находить общий язык с любым пациентом и использовать в терапевтических целях его поведение или сообщения.
  • Вера в ресурсы клиента и умение их выявлять во время беседы.
  • Изобретательность. Иногда специалисту прямо на ходу приходится придумывать любую (часто уникальную) технику, прием для конкретного клиента в определенный момент времени, используя пункты 2–4.
  • Абстрактное мышление: навык строить и рассказывать терапевтические метафоры, истории со скрытым смыслом под запрос пациента.
  • Умение эффективно работать в трансе. Да, терапевт тоже находится в нем. Одна часть его пребывает в этом состоянии, а вторая должна исполнять служебные обязанности: подбирать слова, строить метафоры, продумывать стратегии, конструировать техники.

Что такое самогипноз?

Это гипноз в отношении самого себя. К нему применимы те же правила, что и при работе с гипнотерапевтом. Специалист может обучить своих клиентов нужным навыкам , чтобы пациенты при необходимости практиковали самостоятельно.

«Есть множество техник самовнушения, – рассказывает Дарья Сучилина. – Некоторые из них проводятся в бодрствующем состоянии, когда человек повторяет простые формулы, чтобы подавить болезненные мысли и ощущения, заменить их благотворными. Другой вариант – научиться сознательно достигать расслабления, отслеживать неприятные ощущения и вместе с ними отпускать тревоги, эмоциональную и физическую боль. Высший пилотаж – аутотренинг в сочетании с биологической обратной связью. Человека подключают к датчикам и приборам, вроде кардиографа, энцефалографа или оксигемографа, и отслеживают изменения показаний в соответствии с разными переживаниями. А он учится замечать мельчайшие ощущения в теле и сопоставлять с показаниями приборов. Через полгода-год можно сознательно регулировать кровяное давление, сердечный ритм, сокращения гладкой мускулатуры».

Перед современным человеком, живущим со слабой психикой в потоке стрессовых событий, раскрывается ряд методик, обещающих быстро и без усилий справиться с его проблемами: психическими, психологическими и даже физическими заболеваниями. Нередко врачи и психологи предлагают пациенту лечиться с помощью гипноза. Как относиться к таким предложениям, какие могут ожидать последствия лечения гипнозом? Об этом рассуждают священники и врачи.

Иерей Григорий Григорьев о гипнозе

Ответ на вопрос о гипнозе в эфире телеканала «Союз» в программе «Беседы с батюшкой» от 2 января 2014 года.

Священник Григорий Григорьев — заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, врач-психотерапевт, нарколог.

— Насчет гипноза хочу сказать, что я никогда им не занимался. Обвинения в мой адрес от непонимания, что такое гипноз: в него могут входить лишь около двадцати процентов людей, остальные ему не поддаются. Это практика, которая принималась сто лет назад, но от нее постепенно отошли.

Протоиерей Григорий Дьяченко, цензор Священного Синода, профессор дореволюционной Киевской духовной академии, писал в своей книге : не следует гипноз воспринимать как нечто таинственное, это форма привлечения внимания, физиологическое свойство живых объектов. Например, когда водитель долго едет по дороге и смотрит на огоньки впереди идущей машины, он впадает в подобное состояние. Наступает такая гипнотическая фаза, и это явление свойственно всем живым организмам. Но мы в своей работе никогда ничего подобного не делали и не использовали. Настоящий гипноз - когда у человека отключается сознание. Причем человеку нельзя внушить того, чего он не хочет.

Протоиерей Григорий Дьяченко говорит в своей книге о том, что для того, чтобы внушение перешло в самовнушение, необходимо, чтобы оно соответствовало уровню сознания.

В психологии вообще есть четыре метода воздействия на человека. Первый - вдохновение, когда кто-то кого-то вдохновляет, второй - подражание, третий - убеждение, четвертый - внушение. Внушение - способность без критики воспринимать информацию. Для внушения необходимо, чтобы реализовались первые три формы.

Гипнозом я никогда не занимался не потому, что это плохо, а потому, что это неэффективно. В моем институте работал один из крупнейших гипнологов Буль Павел Игнатьевич, который занимался лечением гипнозом бронхиальной астмы у детей и гипертонической болезни у взрослых. Гипнозом он снимал у детей страх перед барокамерой, которая была им необходима.

Профессор Буль в шестидесятые годы участвовал с группой студентов в телепередаче, в ходе которой он предложил телезрителям проверить себя на гипнабильность. После того, как ряд телезрителей долго оставался под воздействием данной профессором команды («ваши руки склеились»), и ему пришлось лично ездить по домам, чтобы снять это воздействие с гипнабильных телезрителей, было принято решение о недопустимости подобных воздействий на телеаудиторию и запрете на подобные передачи.

Кашпировскому, появившемуся на телеэкранах в тяжелую эпоху, когда разваливался Советский Союз, надо было отвлечь людей. Он знал о существовании этого запрета и нарушил его. Кашпировский начал заниматься тем, чем не стал бы заниматься ни один уважающий себя врач. Но это не значит, что он никому не помог. Дело в том, что если люди во что-то верят, то включается система самовнушения, и они лечат себя сами, приписывая это, например, Кашпировскому. Но то, что происходило тогда вокруг этих передач, было похоже на безумие и было совершенно недопустимо.

В то время против этой «телевизионной психотерапии» активно выступали и профессор Буль, и профессор Лебедев Владимир Иванович, и Юрий Горный. На телевидении города Норильска они провели эксперимент с целью разоблачения и запрещения «телевизионной психотерапии», и этого удалось достичь.

Как это было? Они приехали на норильское телевидение, привезли сделанную ими из папье-маше уродливую голову и сказали, что якобы это слепок головы известного профессора Зомби, живущего в горах Тибета и обладающего столь сильным биополем, что с ним невозможно общаться лично, но заряженный им слепок головы и запись голоса могут исцелять самые различные болезни. Тогда их попросили провести оздоровительный сеанс для жителей Норильска. Телезрителям было заявлено, что в результате сеанса они не только исцелятся от многих болезней, но также если поставят у экранов сломанные бытовые приборы, те снова начнут работать. Сеанс начался, и началось огромное самовнушение людей от воздействия этой грубо слепленной головы несуществующего профессора и звука его голоса, который на самом деле был записью невнятных речей трех представителей мусульманских народов.

Если посадить любого человека перед многомиллионной телевизионной аудиторией, то наступает эффект массового потенцированного воздействия друг на друга, индукции. Особенно сильно это воздействует на людей с различными психическими недугами, и это может быть очень опасно.

Собственно, Кашпировский показал нам, что такое средства массовой информации. Подобные эксперименты повышают количество самовнушаемых людей в обществе, что является крайне неблагоприятной ситуацией. То, что делал Кашпировский - это не гипноз, это расшатывание внутренней системы психологической защиты. В гипнозе такого вреда не причинишь. Здесь же человеком начинают манипулировать, и тот начинает верить в какого-то врача, который подменяет собой Бога. Это нарушение первой заповеди «Не сотвори себе кумира». Оценивать личные качества Анатолия Ивановича Кашпировского мы не имеем права, может быть, он давно покаялся, причащается, ведь Господь прощает человеку все грехи.

Артем пишет: «Здравствуйте, отец Григорий! Пожалуйста, ответьте на волнующий меня вопрос: может ли психолог, который является православным христианином, использовать в своей работе гипноз? Меня зовут Артем, поступил в вуз на психолога, также изучал гипноз. Искал информацию в интернете. Священнослужители в своих интервью не одобряют этот метод, кроме отца Димитрия Смирнова. Хочу узнать Ваше мнение, так как Вы священник и психотерапевт.

Понимаю, что некоторые гипнотические техники могут быть духовно опасны, например, мысленное обращение в трансе к “мудрому существу” за советом. Но может быть гипноз при внимательной избирательной работе с ним психолога допустим? Меня беспокоит, не причиню ли я вреда самому себе, используя гипноз в работе с людьми, и не наврежу ли людям самим фактом использования гипноза? Очень жду Вашего ответа!»

Дорогой Артем, для изучения этой проблемы, интересующей Вас и других людей, я Вам рекомендую ознакомиться с двухтомником протоиерея Григория Дьяченко . Протоиерей Григорий Дьяченко до революции был цензором Священного Синода, профессором Киевской духовной академии. В своей книге он говорит, что гипноз не следует воспринимать как добро или зло, он является физиологическим свойством живых существ. Практически мы знаем гипноз, когда факиры, маги, цирковые актеры берут, например, курицу и резко изменяют ее состояние. Берут за лапы и кладут ее на бок, и она впадает в гипнотический сон.

Собственно говоря, hypnos - это сон. Когда мы едем в темное время по дороге и смотрим на огоньки идущей впереди машины, мы входим в некое дремотное состояние. Вот это, собственно говоря, прообраз гипноза. В современной медицинской практике, в работе с людьми гипноз практически не применяется вследствие своей малой эффективности. Невозможно в состоянии гипноза повлиять на личность человека. Вот обращение к мистическому существу, как Вы пишете, это уже не гипноз, это оккультные науки - конечно, такое абсолютно недопустимо. Но если Вы будете молиться Ангелу Хранителю, читать православные молитвы, то, естественно, это Вам не повредит.

Святые отцы говорили о том, что духовный мир скрыт от нас Вселюбящим и Всеблагим Господом нашим Иисусом Христом «семью замками и семью печатями». Человеку туда не следует залезать, потому что, по словам преподобного Серафима Саровского, «самый малый бес одним когтем землю проткнуть может». Вот поэтому не следует туда заглядывать. Воля человека актуальна в видимом мире, а мире духовном воля человека будет или под Божиим щитом, или под вражьим. Поэтому со своей волей в духовный мир не следует идти. Мы сразу встретимся в этом мире с темными силами, поэтому, конечно, Господь нас оградил.

Гипноз может расслабить человека, снять такие моносимптомы, как спазм, боль - это скорее психосоматика, чем психология. Я не думаю, что в Вашей практике психолога гипноз Вам серьезно понадобится, но, по крайней мере, Вы имеете представление об этом в процессе обучения. А в широкой практике Вам его применять не придется. Я не думаю, что Вам надо его использовать. Ознакомились с ним - кто предупрежден, тот вооружен.

Протоиерей Димитрий Смирнов о лечении заболеваний гипнозом

— Внушение и гипноз — это одно и то же. Если вы боитесь гипноза и не боитесь внушения, то это довольно странно. Прежде чем лезть в воду, надо узнать брод… Гипноз давно известен и применяется и применялся, например, у многих племён в Африке как метод лечения. Нужно смотреть, какие заболевания лечить гипнозом. Вот, например, есть такое заболевание истерия, при котором гипноз помогает, если человек поддаётся. От алкоголизма гипноз тоже помогает. Ясное дело, что если у человека нога болит по какой-то причине, то сколько не внушай, боль может пройти, но сама болезнь не пройдёт.

Как Православие относится к нейро-лингвистическому программированию (НЛП), которым сейчас многие увлечены?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) направлено на манипуляцию не только сознанием, но и внутренним миром человека. Чаще всего для этого применяется гипноз. Основатели НЛП Ричард Бендлер и Джон Гриндер пишут в книге «Наведение транса» : «Если вы применяете к группе людей одно и то же гипнотическое наведение, то лишь некоторые из них перейдут в транс. Так поступают традиционные гипнотизеры. Но мы будем изучать нетрадиционный гипноз. Мы будем изучать так называемый эриксоновский гипноз, следуя Милтону Г.Эриксону. Эриксоновский гипноз означает развитие навыков гипнотизера до такой степени, чтобы вы смогли ввести человека в транс в ходе разговора, где даже не упоминается слово «гипноз». Уже давно я узнал, что важно не столько то, что вы говорите, а то, как вы это говорите. Если вы пытаетесь убедить кого-нибудь сознательно, одержав над ним верх, то это вызывает у него реакцию сопротивления, направленную против вас. Есть люди, не сопротивляющиеся, когда над ними берут верх, и они переходят в транс. Но ни сопротивление, ни сотрудничество ничего не доказывают, кроме того, что люди способны реагировать. Каждый живой человек может реагировать. Вопрос только, каким образом и на что. Когда вы занимаетесь гипнозом, ваша задача - заметить, на что человек реагирует естественно». К чему это приводит, можно узнать из другой книги тех же авторов: «На нашем последнем семинаре мы занимались стратегиями. Одну женщину мы запрограммировали так, что она забыла свое имя. Один мужчина тогда сказал: «Нет такого способа, с помощью которого меня можно было бы заставить забыть собственное имя!» Я спросил: «Как вас звать?» И он ответил: «Я не знаю!» Я ответил: «Поздравляю ваше подсознание, даже если у вас его нет». Меня забавляет, что гипноз нынче так систематически игнорируется. Я думаю, что это происходит потому, что сознание, которое использует этот метод, не доверяет ему. Но в каждой форме терапии, которые мне доводилось изучать, есть переживание транса» (Вводный курс НЛП тренинга ). Представители НЛП и не скрывают, что «в определенном смысле - это навыки неограниченной власти над человеком, власти над состоянием и настроением, мышлением и поведением окружающих вас людей» (Р.Бендлер. Создание убеждений ).

С точки зрения православной духовности это запрещено. Находясь в состоянии гипноза, человек практически полностью теряет контроль над собой: как телом, так и сознанием. Наиболее высокая внушаемость возникает на самой глубокой фазе гипнотического транса (так называемая парадоксальная фаза), когда слабые факторы (например, слово) действуют сильнее, чем сильные (острая боль). Человеку в таком состоянии могут быть внушены чувства и мысли, противные его убеждениям (в том числе моральным и религиозным). В состоянии гипнотического транса человек становится доступным демоническому воздействию.

Слово гипноз (греч. hypnos - сон) было введено английским врачом Джеймсом Брейдом (1795-1860) в 1843 году. Этим понятием обозначается состояние, внешне похожее на сон или полусон, вызываемое внушением. Оно сопровождается подчинением воли спящего воле усыпляющего. Древнейшие памятники письменности свидетельствуют, что уже древние шумеры и египтяне использовали гипноз в целях магического воздействия. Несомненно, что многие оккультные феномены колдунов, шаманов, заклинателей во все века были основаны на применении гипноза. Понятие гипноз часто встречается и у современных оккультистов.

Священное Писание всякое оккультное воздействие на человека строжайше запрещает. Деятельность волшебников, ворожей, вопрошателей мертвых, вызывателей духов, гадателей, обаятелей названа в Библии мерзостью (). Гипнотическим оккультизмом, по-видимому, занимались обаятели (; и др.). Словом обаятель в Синодальном тексте переведено еврейское слово chabar . У этого слова несколько значений: связывать, заклинать, объединять . Гипнотизер именно связывает волю человека и манипулирует им. Святые отцы настраивают нас на духовное трезвение. Умолим Бога, чтоб Он даровал нам чистоту и смиренномудрие, плодом которых бывает духовное рассуждение, с верностию отличающее добро от зла! (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов. Заключение).

Психиатр Д.А. Авдеев о гипнозе

К великому сожалению, гипноз широко используется официальной медициной, врачами-психотерапевтами. Есть среди последних те, которые применяют гипноз по религиозному невежеству. Иные - считают себя атеистами. Есть и сознательные служители злу.

Православию чужды методы, насильственно воздействующие на личность. Адепты применения гипнотических трансов говорят об открытии особых психосоматических каналов во время использования гипноза, о влиянии на психику человека, минуя критику («без тормозов»), о раскрытии резервных возможностей организма, о потрясающих терапевтических эффектах.

Как специалист, я с уверенностью заявляю, что никаких исключительных эффектов нет. А если и бывает какая-то «польза» от гипноза, то неизвестно, как она еще аукнется в будущем… Точнее, известно, и даже с определенностью. Об этом гипнологи, в лучшем случае, и не помышляют.

Гипноз - это насилие над душой человека. К примеру, в 3-ей стадии гипноза сомнамбул (загипнотизированный) во всем беспрекословно подчиняется своему «гуру»: может видеть, слышать, ощущать несуществующие предметы, людей (галлюцинации); может не чувствовать боли; обнажать потаенные мысли, чувства, желания. Кстати, есть так называемый эффект постгипнотического внушения. Это когда указания гипнолога выполняются спустя определенное время после проведения сеанса.

Насколько оправдано лишать человека критики и рассудка, даже на короткое время, даже с благой, казалось бы, целью? Оправдания этому нет. Человек - величайшая тайна, и нам грешным просто не дано знать и видеть, что испытывает душа в гипнотическом состоянии, что происходит в глубине человеческого духа. Ни один святой не прибегал к тому, чтобы исцелять человека в измененном состоянии сознания. Кротко и смиренно угодники Божии являли дар целительства людям, который стяжали от Господа за святость жизни.

Следует сказать, что гипноз со временем приобретает роль наркотика. Одни и те же люди ходят от гипнотизера к гипнотизеру, стремятся чаще испытывать «необыкновенные» состояния. Как жаль этих людей! И как преступно поступают те, которые приводят их к подобной зависимости.

В последние годы в специальной литературе появилось много публикаций, свидетельствующих о дезорганизации психической деятельности человека после частого применения к нему глубокого гипноза.

Оптинские старцы о гипнозе

«Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются… извлекают из него пользу» (преподобный Нектарий).

«И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу» (он же).

«Гипноз - злая, нехристианская сила» (преподобный Варсонофий).

«Если же вы, оставив Бога, прибегнете к магнетизму — противоестественному средству, - то я уже ничего не могу вам сказать» (преподобный Макарий).

Влияние гипноза на детей

Приведу лишь один пример. Профессор В. Лебедев сообщает: «Обследовано 2015 школьников, 93% были вовлечены в сеансы Кашпировского. Во время сеансов отмечаются навязчивые движения, истерические реакции, галлюцинаторные феномены и другие психические нарушения. У 42% был отмечен гипнотический сон, после сеансов у 7% детей выявлены различные формы психической дезадаптации. Четко наметилась тенденция повышения внушаемости и рост истерических реакций. В результате телесеансов некоторые дети впадали в состояние каталепсии при виде только фотографии Кашпировского».

Аутогенная тренировка (как вид самогипноза)

С позиции православной духовности занятия аутотренингом недушеполезны. Автор этого метода психотерапии немецкий ученый и практик Иоганн Шульц. В тридцатых годах нашего столетия доктор Шульц на основе своих впечатлений от пребывания в Индии и знакомства с йогой, синтезировал нечто подобное для европейцев и предложил свой метод для профилактики и лечения большого спектра заболеваний, а также с целью психической саморегуляции душевного состояния. Характеризуя суть аутогенной тренировки, следует сказать, что она не способствует сокровенной работе по внутреннему очищению, борьбе с пороками и страстями. Убаюкивающее саморасслабление - скорее уход от действительности, иллюзия благополучия. О смирении и трезвении, как основе душевного мира, не упоминается. Важно помнить, что метод имеет йоговские (читай буддийские) корни.

Все сказанное относилось к первой ступени аутогенной тренировки. А далее, когда человек обучается релаксации, ему предлагается освоить приемы, связанные с искусственным вызыванием каких-то образов или картин. Основа второй ступени - чувственное воображение. Святые отцы предостерегают нас от разного рода чувственности, мечтательности, фантазирований. Таким образом, метод аутогенной тренировки надо отложить за ненадобностью и в виду опасности повредить своей душе.

Трансовые состояния

В настоящее время в психотерапии огромное количество техник, использующих трансовые (сходные с гипнотическим) состояния. К примеру существует (о ужас!) так называемая реинкарнационная психотерапия. Ее потребители, находясь в трансе, вспоминают свои «прежние жизни» (они пишут эти слова без кавычек) и пытаются найти в них причины своих проблем. Активно развивается так называемая трансперсональная психотерапия. Если не вдаваться в подробности и сказать просто и ясно, то это будет выглядеть так: сначала поклонники такой психопрактики входят в транс, а потом общаются с бесами.

Экстрасенсы и иные оккультные «целители» используют в своей практике особые состояния сознания. Более того, считают их непременным условием для успешного результата. Отец Анатолий (Берестов) и академик нейрофизиолог С. В. Крапивин, исследовав работу мозга людей, находившихся в состоянии медитации (гипноза, самогипноза) пришли к такому выводу: «Полагают, что состояние медитации благотворно сказывается на здоровье человека, поскольку при этом снижаются ритм дыхания, частота сердечных сокращений, уровень лактата плазмы крови, происходит миорелаксация. Считается даже, что такое необычное состояние есть лучший отдых. Однако при подробном рассмотрении электроэнцефалограмм ясно, что это никакой не отдых, а совсем особое и странное состояние мозга — опасная мобилизация всех мозговых ресурсов, всех физиологических сил мозга».

Так вот, через это особое состояние сознания, когда «ворота» души раскрыты, гипнотизер или оккультист становится проводником темных сил и служит сатане. Вот почему Православная Церковь определяет гипноз как «сознательное служение злу», называет его явлением «разрушающим дух человека». Подчеркивается, что в гипнозе используются темные силы духовного мира (Журнал Московской Патриархии, №12, 1989).

Многие люди, лечение гипнозом ассоциируют с чем-то сверхъестественным, мистическим; гипнотерапия представляется им как погружение в глубокий гипнотический сон, при котором человека можно загипнотизировать на выполнение желаний гипнотизера, или выведать у него все его тайны, сам же гипноз якобы может сделать людей послушными и управляемыми «зомби»; некоторые думают, что гипнотизер делая какие-то пассы, может заставить их летать (левитация) или обездвижить (каталепсия).

Что же на самом деле есть современный гипноз в практике психотерапии, чем может помочь гипнотерапия , и как происходит лечение гипнозом , и конечно при каких психологических проблемах все это помогает, а также, вредные влияния гипнотического воздействия, рассмотрим в этой статье.

Современный гипноз, гипнотерапия, лечение гипнозом в психотерапии, в том числе онлайн

Не используя внушения современный гипноз поможет выйти на уровень отстраненности от реальности (гипнотический транс), которая знакома практически всем людям (например, вести машину, а в это время размышлять над чем-то другим, и потом не помнить как доехал до места, или слушать собеседника, а в это время уйти в себя).

Эта отстраненность позволяет человеку изменить некоторые глубинные убеждения, используя свои внутренние ресурсы и одновременно обучаясь, могут устраниться приобретенные ограничения, накопившиеся за жизнь.

Милтон Эриксон утверждал, что гипнотический транс сам по себе терапевтичен.

Гипнотерапия связана с разницей в работе двух полушарий мозга, одно из которых (обычно левое) отвечает за слова и речь, логику (сознание), а второе (обычно правое), заведует образами (бессознательное), и когда, при лечебном гипнозе, человек входит в транс (отстраняется), левое полушарие с его логикой и критичностью несколько ослабевает, и гипнотерапевт помогает клиенту работать с бессознательным, где, собственно и живут наши проблемы.

Чем помогает гипноз, при каких проблемах подойдет гипнотерапия, и что лечится гипнозом

Гипноз помогает решить проблемы самоуважения, самоутверждения, подготовки к экзаменам;

снять личностный и профессиональный стресс, внутрисемейное напряжение, супружеские проблемы, функциональные сексуальные нарушения (фригидность, импотенция), приступы страха перед публикой;

Гипнотерапия подходит при тревожности, бессоннице, спазмофилии, фобии, страхах, навязчивости;

она помогает при депрессивных, эмоциональных расстройствах и близких к ним нарушениях;

гипноз снимает посттравматический, стрессовый синдром;

Лечение гипнозом в пульмонологии и отоларингологии: астма, аллергии, риниты, синуситы, акуфены, утрата вкуса и обоняния;

гастроэнтерологии: язвы, колиты, хронические гастриты;

кардиологии: сосудистые нарушения, некоторые нарушения сердечного ритма;

неврологии: некоторые головные боли, в том числе мигрени, тики, лицевые параличи;

гинекологии: тяжелая беременность, тошнота и рвота, роды, некоторые виды бесплодия, кровотечения, нарушения мочеиспускания;

дерматологии: аллергии, псориазы, уртикария, гипергидрозы, улучшение рубцевания ожогов;

Психотерапия совместно с гипнотерапией помогает при зависимостях: табак, алкоголь, переедание, интернет, игры, наркотики;

нарушении пищевого поведения: булимия, излишний вес;

Гипноз снимает острые или хронические боли, делает анальгезию, анестезию;

Гипнотическая помощь раковым больным: боли, психологическая поддержка, снижение вторичных эффектов лечения, продление и улучшение качества жизни;

оказание помощи больным СПИДом, продление и повышение качества жизни, психологическая поддержка;

У детей лечат гипнозом: энурез, проблемы с учебой, самоутверждение, проблемы семейных отношений.

Это далеко неполный список проблем, при которых помогает лечение гипнозом, гипнотерапия

Как происходит лечение гипнозом, гипнотерапия и современный гипноз

Во время сеанса современного гипноза клиент находиться в положении сидя, что изначально удаляет его от сна, т.к. при гипнотерапии происходит взаимодействие гипнолога и клиента, т.е. человек пришедший на лечение с помощью гипноза, бодрствует и занимает активную позицию, что исключает какого-либо манипулирования и внушения от гипнотерапевта.

В гипнотерапии используются в основном слова, клиент может быть как в глубоком трансе, так и в поверхностном, что не мешает процессу исцеления, также можно закрывать глаза, а можно держать их открытыми.

На начальном этапе гипнотического лечения происходит беседа для сбора данных и объясняются принципы гипнотического воздействия и решения проблем с помощью гипноза.

Если Вы доверяете своему гипнотерапевту, то вероятно сможете решить многие свои психологические и эмоциональные, а в некоторых случаях и физические проблемы.

Однако, следует остерегаться, впрочем как и везде, гипнотизеров мошенников, которые не имеют ничего общего с гипнотическим лечением и помощью людям, но зато умеют использовать транс для своей выгоды.

Есть ли вредное влияние гипноза на психику, противопоказания гипнотерапии, и кому не помогает лечение гипнозом

Противопоказаниями к гипнотерапии обычно являются психозы. Но даже и в этих случаях психотерапевты, работающие с патологиями подобного рода, используют некоторые технические аспекты лечения гипнозом.

Фактически единственным настоящим противопоказанием гипноза является выход за привычные психотерапевтические рамки.
Современная гипнотерапия не может быть опасна - при условии, если ее осуществляет настоящий гипнотерапевт и проведению гипноза предшествует хорошо собранные сведения о клиенте.

Не помогает гипноз только тем, кто не имеет собственного желания лечиться и изменяться.

Можно ли использовать гипноз онлайн и что возможно вылечить гипнозом, гипнотерапией онлайн

Чистым гипнозом вылечить через интернет, онлайн, конечно невозможно, т.к. необходим прямой контакт с гипнотерапевтом, однако, при многих психофизиологических проблемах перечисленных выше, возможна онлайн психотерапия и психоанализ с некоторыми элементами лечебного гипноза.

Другими словами, гипнотерапевтическое вмешательство, лечение гипнозом, так или иначе может проявляться в психотерапии или консультации онлайн, как посредством

Что можно вылечить гипнозом? Этот вопрос ежедневно звучит на тематических сайтах и форумах. Очередной метод шарлатанства! Такое утверждение часто встречается от противников гипнотерапии. Сейчас можно было бы сказать, что все индивидуально, и что не помогло одному, поможет другому, если бы не одно «но». Хороший гипнотерапевт может помочь каждому человеку, независимо от уровня его гипнабельности.

Это метод, позволяющий установить контакт с подсознанием человека, путем погружения в состояние транса. Уже много лет его применяют в психиатрической и психотерапевтической практике. К сожалению, психотерапевты, овладевшие в совершенстве гипнотерапевтическими приемами, сейчас на вес золота. Но если найти профессионала, можно избавиться даже от самого тяжелого заболевания. Так какие же заболевания лечат гипнозом? В первую очередь, это психологические расстройства, депрессии, состояние тревожности, панические атаки, различные разновидности зависимостей.

Гипнозу поддаются соматические заболевания, такие как:

  • язва желудка;
  • бронхиальная астма;
  • гипертоническая болезнь;
  • регулярные мигрени;
  • повышенное потоотделение;
  • онемение разных частей тела.

Наш век - это целая сборная зависимостей: алкогольной, наркотической, табачной, психологической, зависимости от интерната и телевизора, и прочего. Метод гипнотерапии плотно вошел в тройку самых эффективных методик лечения этих проблем. А все потому что с его помощью удается установить причину, которая вызвала зависимость. Как мы знаем, невозможно полностью избавиться ни от одного заболевания, если тупо приглушить его симптомы, не устранив причину.

Что интересно, гипноз помогает избавиться даже от аллергической реакции. Каким образом? Да все потому, что причины аллергии связаны с конфликтами внутреннего мира человека. Практикующие психотерапевты-гомеопаты утверждают, что причина каждого заболевания связана с эмоциональными и психологическими переживаниями человека. Но поскольку люди еще не научились самостоятельно устанавливать контакт со своим подсознанием, в этом им помогает гипнотерапия. Если исходить из этих соображений, получается, что гипноз помогает в лечении абсолютно всех заболеваний.

Само уже состояние глубокого расслабления оказывает терапевтический эффект на организм. Лечение гипнозом нормализует дыхание и работу внутренних органов.

Как проходит лечение

Сеанс гипнотерапии начинается с беседы гипнолога и пациента. После установления проблемы специалист переходит к сеансу гипнотерапии. Для этого человека погружают в состояние транса. Каждый гипнотерапевт владеет своими приемами. Одни используют для этого расслабляющую музыку, вторые - благовония, третьи - маятник. Есть гипнотерапевты, которые погружают в транс взглядом. Но такая способность присуща единицам.

В состоянии транса человеческий мозг работает в приглушенном ритме. Видения и голоса, которые кажутся в состоянии глубокого транса, воспринимаются пациентом как реальность. Посредством гипноза создается собственная реальность, которая постепенно воплощается в жизнь. Образ, создаваемый пациентом на сеансе гипнотерапии, незаметно переносится на внешний и внутренний мир.

Как правило, применяется комплексами. То есть, одного сеанса будет недостаточно для излечения, например, от тяжелой депрессии или фобии.

Применение гипноза при лечении болезней

Что еще можно лечить гипнозом? Конечно же, это психиатрические заболевания. Есть метод, разработанный специально для этой группы заболеваний. Его используют для лечения и профилактики психических отклонений. Определить, что человек вошел в транс, можно по таким признакам:

  • взгляд зафиксирован в одной точке (многие гипнологи просят пациентов закрыть глаза);
  • движения и рефлекс глотания замедляются;
  • мышцы расслабляются;
  • снижается сердечный ритм;
  • замедляется дыхание и моргание глаз.

Те, кто лечит гипнозом, знают, что психические заболевания требуют более глубоко транса. Легкий гипноз, например, по Эриксону, менее эффективен.

Обратите внимание! Многие люди тяжелее поддаются состоянию транса, поэтому требуют более тщательного подхода.

Если Вы до сих пор задаетесь вопросом: можно ли гипнозом лечить болезни, рекомендуем вам обратиться к профессиональному гипнотерапевту

American journal of clinical hypnosis, 1959, No 2, pp. 117--121.

Применение психологических средств при лечении заболеваний известно с незапамятных времен. Психологический аспект медицины играет решающую роль в самом искусстве лечения и превращает врача из искусного профессионала в необходимый человеку источник веры, надежды, помощи и, что особенно важно, в источник побуждения к физическому и духовному благополучию. Следовательно, неудивительно, что гипноз следует рассматривать как психологическое средство при лечении тяжелых неизлечимых болезней, особенно на их последней стадии развития.

Однако нужно подчеркнуть, что гипноз не является абсолютным ответом на все вопросы и не может быть заменой других медицинских процедур в этой ситуации. Скорее, это всего лишь одно из вспомогательных и синергических средств, которые можно использовать для удовлетворения потребностей пациента. Вопрос состоит не в том, чтобы вылечить саму болезнь, так как пациент умирает и сильно страдает. Первичная проблема состоит в том, каким образом лечить больного так, чтобы его человеческие потребности удовлетворялись как можно полнее. Таким образом возникает комплексная проблема относительно того, что требует физическое тело, и того, в чем нуждается личность. Культурные и индивидуальные психологические модели имеют гораздо большее значение, чем физиологическое ощущение боли. При неизлечимых, приносящих сильные болевые ощущения заболеваниях используются успокаивающие средства, обезболивающие лекарства и наркотические препараты, которые могут отнять у пациента привилегию осознавать, что он жив и наслаждаться теми удовольствиями, которые для него еще доступны. Эти препараты также лишают родственников больного контактов с ним. Следовательно, эти препараты должны даваться пациентам только в тех количествах, которые удовлетворяют физическим требованиям, не препятствуют психологическим потребностям, чрезвычайно важным для всей жизненной ситуации.

В качестве иллюстрации этой точки зрения автор приводит три таких случая из своей практики.

Случай No 1

Первой пациенткой была женщина 37 лет с начальным образованием, мать четверых детей, умирающая от прогрессирующего рака матки с отдаленными метастазами. В течение трех недель до гипноза ей вводили большие дозы наркотиков, так как это был единственный способ уменьшить боли так, чтобы она могла спать и есть без приступов тошноты и рвоты. Пациентка понимала свое положение и очень была расстроена из-за своей неспособности провести последние недели своей жизни в контакте со своей семьей. Лечащий врач, в конце концов, решил использовать гипноз. Пациентке объяснили создавшуюся ситуацию и не стали давать наркотики в тот день, когда должен был состояться сеанс гипноза, чтобы лекарственное воздействие на нее свести до возможного минимума.

Приблизительно четыре часа было потрачено на то, чтобы научить эту женщину вопреки приступам боли самостоятельно вырабатывать у себя состояние транса и нечувствительность в теле, погружаться в состояние глубокой усталости так, чтобы у нее возникал физиологический сон вместо боли, и принимать пищу без приступов болей в желудке. Никаких длительных объяснений не понадобилось, так как ограниченность ее образования и отчаянное положение способствовали легкому восприятию внушения без сомнений и вопросов. Кроме того, ее научили отвечать на вопросы в гипнотическом состоянии, реагировать на своего мужа, на старшую дочь и на лечащего врача так, чтобы можно было легко усилить гипноз в случае нового приступа. Это был единственный раз, когда автор встречался с пациенткой. Побудительные причины были настолько велики, что этого единственного гипнотического обучающего сеанса было достаточно.

Прежнее лечение лекарствами оказалось после этого практически ненужным, за исключением одного сильного болевого приступа. Это еще больше облегчило ее страдания и позволило ей поддерживать контакт с семьей в спокойном уравновешенном состоянии до конца своих дней. Она также участвовала в деятельности семьи по вечерам в течение целой недели. Шесть недель спустя после первого состояния транса, когда пациентка смеялась и разговаривала с дочерью, у нее неожиданно наступила кома, и она умерла через два дня, не приходя в сознание. Эти последние шесть недель были для нее определенно счастливыми и безболезненными.

Случай No 2

С этой 35-летней женщиной, матерью четырех маленьких детей и женой профессионала-медика, автор встретился за 5 недель до ее смерти от рака легких. За месяц до гипноза она почти постоянно находилась в состоянии наркотического ступора, так как боль, которую она испытывала, была совершенно непереносимой. Она попросила, чтобы ей был применен гипноз и добровольно прожила без лекарств целый день, чтобы подготовиться к этому сеансу. Автор встретился с ней в б часов вечера; она была вся покрыта потом, невыносимо страдая от постоянной боли, и была очень изнурена. Тем не менее, потребовалось не менее четырех часов, чтобы индуцировать у нее легкое состояние транса. Эта легкая стадия гипноза была немедленно использована для внушения, которое дало бы ей возможность выполнить три вещи, от которых она отказывалась, страстно желая подвергнуться гипнозу. Первое -- это прекратить инъекции больших доз морфия, что явно не соответствовало ее физическим возможностям, но было вполне уместно в данной ситуации. Второй -- это заставить ее съесть пинту насыщенного, густого бульона, а третье -- заставить ее поспать в течение часа спокойным физиологическим сном. К 6 часам утра пациентку, которая в конце концов оказалась отличным сомнамбулическим субъектом, научили всему, что требовалось в ее ситуации.

Первый этап состоял в том, чтобы научить ее вызывать у себя положительные и отрицательные галлюцинации в модальностях зрения, слуха, вкуса и запаха. Потом ее обучили положительным и отрицательным галлюцинациям в области осязания, глубины ощущения и кинестезии, и в соответствии с последним типом ощущения ее научили дезориентации тела и диссоциации. Когда эти принципы были достаточно хорошо усвоены, пациентке были даны внушения для анестезии чулка и перчатки (ног и рук), а потом эта анестезия была распространена на все тело. После этого стало возможным научить ее быстрому частичному и комбинированному обезболиванию и анестезии относительно сверхъестественных и глубоких ощущений всех типов. К этому добавили сочетание дезориентации тела и диссоциации тела. Автор больше не встречался с пациенткой, но ее муж звонил ему по телефону и сообщал о ее состоянии. Она внезапно умерла спустя пять недель посреди веселой оживленной беседы с соседом и родственником.

В течение этих пяти недель ей дали инструкцию свободно и легко относиться к приему любого медикамента, который ей понадобится. Время от времени она страдала от боли, но эту боль почти всегда можно было снять аспирином. Иногда ей нужно было дать вторую дозу аспирина с кодеином, а в некоторых случаях ей приходилось давать одну восьмую грана морфия. Во всяком случае пациентка до конца своих дней оставалась спокойной и даже веселой, если не считать постепенного ухудшения ее физического состояния.

Случай No3

Третьим пациентом был врач довольно преклонного возраста, который полностью понимал природу своего онкологического заболевания. Учитывая его образование и профессиональный опыт, необходимо было использовать такие гипнотические внушения, которые бы закрепили его интеллектуальное и эмоциональное сотрудничество с гипнотерапевтом. Смирившись со своей судьбой, пациент тем не менее с возмущением относился к наркотическому ступору, в который он впадал, когда ему вводили наркотики, чтобы уменьшить боли. Он очень хотел провести оставшиеся ему дни жизни в полном контакте со своей семьей, но это было затруднительно из-за частых болевых приступов. Он сам попросил о гипнозе и сам прервал введение лекарств на 12 часов для того, чтобы устранить влияние наркотиков на развитие транса.

На первом гипнотическом сеансе все внушения были направлены на индукцию состояния глубокой (физической усталости, сильной сонливости для того, чтобы вызвать состояние физиологического сна и отдыха. Было индуцировано легкое состояние транса, которое почти немедленно погрузило его в физиологический сон длительностью в 30 минут. Он пробудился от сна вполне отдохнувшим и убежденным в эффективности гипноза.

Потом было индуцировано второе, более глубокое состояние транса. Систематически давалась серия внушений, в которых напрямую были использованы реальные симптомы его болезни. Пациенту сказали, что его тело будет чрезвычайно тяжелым, как свинцовый груз; настолько тяжелым, что он будет чувствовать себя как бы отупевшим от сна и неспособным ощущать что-либо, кроме тяжелой усталости. Эти внушения (повторно данные другими словами, чтобы обеспечить нужное восприятие) были предназначены для использования прежде неприемлемого для пациента чувства мучительной слабости и объединения его с его жалобой на "постоянную, тяжелую, тупую пульсирующую" боль. Кроме того, были сделаны внушения, чтобы снова и снова, когда он будет испытывать "тупую тяжелую усталость" в теле, его тело периодически засыпало, в то время как его разум оставался бодрствующим. Таким образом, его удручающая слабость и его тупая пульсирующая боль были использованы для закрепления изменения направления и переориентировки его внимания, реакции на его соматические ощущения и для закрепления нового и приемлемого их восприятия. Кроме того, путем внушения сонливости тела и бодрствования разума было индуцировано состояние диссоциации. Следующим этапом было переориентирование и изменение направления его внимания и реакции на резкие, короткие, постоянно возобновляющиеся каждые десять минут приступы боли. Обычно приступ длился менее одной минуты, но пациент считал их постоянными и бесконечными. Последующая процедура включала несколько этапов. Во-первых, его переориентировали в отношении субъективного восприятия времени, попросив при возникновении острой боли зафиксировать свое внимание на движении минутной стрелки на часах и подождать, когда начинается следующий приступ боли. Семь минут ожидания в ужасе от предстоящей боли показались пациенту часами, и для него показался огромным облегчением наступивший в конце концов приступ боли по сравнению с его ожиданием. Следовательно, предчувствие и приступ боли были дифференцированы для него как отдельные ощущения. Так он усвоил этот аспект временного искажения, связанный с удлинением и расширением субъективного ощущения времени.

Затем ему подробно объяснили, что освобождение от болевых ощущений можно достичь несколькими путями: с помощью анестезии, что ему было понятно, а также с помощью амнезии, чего он не понимал. Ему предложили следующее объяснение: при амнезии болевого приступа человек испытывает боль, когда она возникает, но тут же забывает о ней, когда она проходит. Таким образом, человек не вспоминает и не оглядывается на опыт прошлого с ужасом и печалью, а также не ожидает со страхом другого приступа боли. Другими словами, каждый вновь возникающий приступ острой боли будет для больного совершенно неожиданным и совершенно преходящим опытом. Поскольку больной не ждет и не помнит этой боли, то, практически, такие приступы не имеют для него никакой временной длительности. Следовательно, этот болевой приступ будет восприниматься как мгновенная вспышка такой короткой длительности, что у пациента просто не будет возможности распознать характер боли. Таким путем пациента научили другому типу искажения во времени, а именно -- укорочению, сжатию, конденсации субъективного времени. Так, вместо возможных гипнотических эффектов анестезии и амнезии болевых приступов у пациента произошло гипнотическое сокращение их субъективной длительности, что само по себе привело к укорочению болевых ощущений.

Когда пациенту разъяснили все эти пункты, ему настойчиво посоветовали использовать все три механизма: изменение ощущений тела, дезориентация тела, диссоциация, анестезия, амнезия и субъективная конденсация времени. Ему доказали, что в этом случае он в значительной степени сможет освободиться от болей в значительно большей степени, чем если бы использовался только один из этих механизмов. Кроме того, пациенту с большим чувством эмпатии показали, как он может использовать субъективное расширение времени, чтобы удлинить периоды физического покоя, отдыха, отсутствия боли.

Эти разнообразные внушения, сделанные несколько раз и различными словами, чтобы обеспечить соответствующее понимание и восприятие, в значительной степени уменьшили интенсивность вновь возникающих приступов острой боли. Однако, нужно отметить, что периодически он впадал в короткие, ступороподобные состояния на 10--15 секунд, что свидетельствовало о выраженной реакции на приступ боли. Было замечено, что они реже и короче, чем первоначальные приступы острой боли. Окружающие также отметили, что пациент не сознавал, что утрачивал сознание на некоторое время.

Мы не задавали пациенту вопросов об эффективности внушений. Пациент просто говорил о том, что гипноз освободил его почти полностью от приступов боли, что он чувствует себя физически слабым и вялым, но лишь дважды в день этой боли удавалось "прорваться". Его общее поведение со своей семьей и друзьями подтверждало его слова. Через несколько дней после проведения сеанса гипнотерапии пациент неожиданно впал в состояние комы и умер, не приходя в сознание.

Примечание

Был предпринята попытка описать используемые терапевтические методы. Преимущества гипнотерапии, особенно в тех случаях, что были описаны выше, пропорциональны такому изложению идей и понятий, которое позволяет обеспечить соответствующие восприятие и реакцию со стороны пациента. Сама природа ситуации исключает определение того, какие элементы в терапевтической процедуре являются эффективными в каждом отдельном случае. Этот рассказ о трех, безнадежно больных пациентах определенно показывает, что гипноз имеет большое значение при лечении неизлечимых болезней, сопровождающихся болевыми приступами. Однако гипноз нельзя рассматривать как абсолютный ответ на все медицинские проблемы. Это просто один из возможных подходов к решению проблемы пациента. В некоторых случаях гипноз можно использовать как основное средство управления болью при раковых заболеваниях, но очень часто этот метод применим как вспомогательное средство. В этом качестве он может служить для значительного уменьшения дозы лекарств и принести большее душевное и физическое облегчение, чем в том случае, когда используются только лекарственные препараты. Чем шире психологически-гипнотический подход, тем больше возможностей для достижения положительных результатов проводимой терапии.

Милтон К. Эриксон, доктор медицины

Литература

"Изучение связей между интеллектом и преступлением", Журнал Американского института юстиции и криминологии ("J. Amer. Juct.", 1929, No 19, pp. 592--635).

"Брак и размножение среди преступников". "Journal of Social Hygiene", 1929; No 15, pp. 464--475).

"Применение X--О тестов Прези у правонарушителей" (написано совместно с Н. Д. Пескором). "Medical legal journal", 1930, No 47, pp. 75--87.

"Интерпретация случая с биологическим отклонением". "Medical legal journal", 1930, No 47, pp. 140--145.

"Некоторые аспекты несдержанности, слабоумия и преступления". "American journal of sociology", 1931, No 36, pp. 758--768.

"Эволюционные факторы у психотических больных". Medical legal journal. 1931, No 48, pp. 69--74.

"Методы улучшения содержания пациентов в психиатрических клиниках в качестве терапевтического средства" (написано совместно с Р. О. Хоскинзом). "American journal on psychiatry", 1931, pp. 103--109.

"Возможное ухудшение состояния в результате действия экспериментального гипноза". "Journal of abnormal social psychology", 1932, No 27, pp. 321--327.

"Исследование специфической амнезии". "British journal of medical psychology", 1933, No 13, pp. 143--150.

"Совместные исследования в области шизофрении", (написано совместно с Р. Д. Хоскинзом и др.). "Archive of neurology and psychiatry", 1933, No 30, pp. 388-401.

"Сосуществование органических и психологических изменений во время явного улучшения при шизофрении. Анализ истории болезни". "American journal on psychiatry", 1934, No 13, pp. 1349--1357.

"Изучение гипнотически индуцированных комплексов с помощью метода Лурия" (написано совместно с П. Э. Хастоном и Давидом Шакоу). "Journal of genetic psychology", 1934, No 11.pp.65--97.

"Краткий обзор гипнотизма". "Medical directory", 1934, No 140, pp. 609--613.

"Исследование индуцированного экспериментального невроза, в случае с преждевременным оргазмом". "British journal of medical psychology", 1935, No 15, pp. 34--50.

"Возможности для психологических исследований в психиатрических больницах". "Medical directory", 1936, No 143, pp.389--392.

"Клинические замечания об ассоциативном вербальном тесте". "Journal of nervous and mental diseases", 1936, No 84, pp. 538--540.

"Психологические факторы, возникающие при помещении психического больного под семейную опеку и при визитах Стратегия психотерапии родственников". "Journal Mental hygiene", 1937, No 21, pp. 425-- 435.

"Приостановленное психическое развитие". "Medical directory", 1937, pp. 352--384.

"Экспериментальная демонстрация подсознательного мышления с помощью автоматического письма". "Psychoanalytic quarterly". 1937, No 6, pp. 513--529.

"Активизация подсознания при воспоминании под гипнозом событий, связанных с лечением". "Archive neurology and psychiatry", 1937, N 38, pp. 1282--1288.

"Проблема определения психиатрических принципов и их динамическое значение". Часть 1 и 2. "Medical directory", 1938, No 148, pp.185--189.

"Гипнотическая индукция галлюциногенного цветовидения с последующими псевдонегативными послеобразами" (совместно с Элизабет Моор Эриксон). "Journal of experimental psychiatry", 1938, Ns 22, pp. 581--588.

"Преступность среди группы психиатрических больных, мужчин". "Psychiatric hygiene", 1938, No 22, pp. 459--476.

"Изучение клинических и экспериментальных результатов по гипнотической глухоте 1. Клинические эксперименты и открытия". "Journal of genetic psychology", 1938, No 19, pp. 127--150.

"Изучение клинических и экспериментальных результатов по гипнотической глухоте 2. Экспериментальные открытия с применением метода обусловленной реакции". "Journal of genetic psychology", 1938, No 19, pp. 151--167.

"Отрицание и изменение юридических показаний". Журнал "Archive neurology and psychiatry", 1938, No 40, pp. 549-- 555

"Использование автоматического письма при интерпретации и коррекции навязчивой депрессии" (совместно с Л. С. Кьюби). "Psychiatric quarterly", 1938, No 7, pp. 443--466.

"Индукция дальтонизма методом гипнотического внушения". "Journal of genetic psychology", 1939, No 20, pp. 61--89.

"Применение гипноза в психиатрии". "Medical directory", 1939, No 150, pp. 60--65.

"Экспериментальная демонстрация психопатологии повседневной жизни". "Psychoanalytic quarterly", 1939, No 8, pp. 338-- 353.

"Экспериментальное исследование возможного антисоциального применения гипноза". "Psychiatry", 1939, No 2, pp. 391-- 414.

"Демонстрация психических механизмов с помощью гипноза". J. "Archive neurology and psychiatry", 1939,.No 2, pp. 367--370.

"Перманентное избавление от навязчивых страхов посредством коммуникации с подсознательной второй личностью (раздвоение личности)" (совместно с Л. С. Кьюби). "Psychoanalytic quarterly" 1939, No 8, pp. 471--509.

"Перевод автоматического письма, сделанного гипнотическим субъектом в трансоподобном состоянии диссоциации" (совместно с Л. С. Кьюби). "Psychoanalytic quarterly" 1940, No 9, pp.51--63.

"Проявление атипичной модели рефлекса чихания в трех поколениях". "Journal of genetic psychology", 1940, No 56, pp. 455--459.

"Природа и характер постгипнотического поведения" (совместно с Элизабет Моор Эриксон). "Journal of genetic psychology", 1941, No 2, pp. 95--133. (Позже перепечатана в издательстве Л. Куна и С. Руссо в книге "Современный гипноз". Издательство "Библиотека психолога", 1947). "Гипноз: общий обзор", 1 "Diseases of a nervous system", 1941, No 2, pp. 13--18.

"Первое распознавание психического заболевания". J. "Diseases of a nervous system", 1941, No 2, pp. 99--108.

"О вероятном появлении сновидений у восьмимесячного ребенка". "Psychoanalytic quarterly", 1941, No 10, pp. 382--384.

"Успешное лечение случая острой истерической депрессии путем возврата под гипнозом к критической фазе детства" (совместно с Л. С. Кьюби). "Psychoanalytic quarterly", 1941, No 10, pp. 593--609. (перепечатано у Р. Г. Роудза (ред.) в книге "Лечение гипнозом", издательство "Цитадель Пресс", 1952.

"Гипнотическое исследование психосоматических явлений; психосоматические взаимосвязи, изучаемые с помощью экспериментального гипноза". "Psychosomatic medicine", 1943, No 5, pp.51--58.

"Появление реакций, напоминающих афазию, на гипнотически индуцированную амнезию. Экспериментальные наблюдения и подробный отчет" (совместно с Ричардом М. Брикнером).

"Psychosomatic medicine", 1943, No 5, pp. 59--66.

"Управляемое экспериментальное использование гипнотической регрессии при лечении приобретенной анорексии". "Psychosomatic medicine", 1943, No 5, pp. 67--70.

"Экспериментально вызванное слюноотделение и соответствующие реакции на гипнотические визуальные галлюцинации, подтверждаемые личностными проявлениями". "Psychosomatic medicine", 1943, No 5, pp. 185--187.

"Подсознательная умственная деятельность при гипнозе -- психоаналитические значения" (совместно с Льюисом Б. Хинном). "Psychoanalytic quaterly", 1944, No 13, pp. 60--78.

"Программа обучения для военнослужащих медиков, призванных из резерва". "Diseases of a nervous system", 1944, No 5, pp.112--115.

"Комплексный метод переформирования личностной истории, использованный для индукции экспериментального невроза у гипнотического субъекта". "Journal of genetic psychology", 1944, No 31, pp. 6--84.

"Экспериментальное исследование явной способности гипнотического субъекта не осознавать стимулы". "Journal of genetic psychology", 1944, No 31, pp. 191--212.

"Гипноз в медицине". "Medical clinic in Northern America". Publishing house New York. V. V. Saunders, Co, 1944, pp. 639-- 652.

"Гипнотический метод для лечения острых психиатрических нарушений во время войны". "American journal of psychiatry", 1945, Ns 101, pp. 668--672.

"Заметки относительно присутствия неадекватности в юридическом опознавании и при работе с душевнобольными".

"Diseases of a nervous system", 1946, No 7, pp. 107--109. "Гипнотизм". "The British encyclopedia for children", 1946. "Предисловие" к книге Л. М. Крона и Жана Бородо "Гипнотизм сегодня". Издательство Грюна и Страттона, 1947,

"Гипнотизм", Энциклопедия Коллье, Издательство Кромвелл-Коллье, 1948.

"Гипнотическая психиатрия", "Медицинская клиника Северной Америки", Нью-Йорк, Издательство "У. Г. Сандерса К°", 1948, pp. 571--584. (позже перепечатано издательством Р. Н. Роудза в книге "Терапия через гипноз", Издательство Цитадель Пресс, 1952).

"Психологическое значение физических ограничений для психических больных". "American journal of psychiatry", 1949, No 105, pp. 612--614.

"Искажение во времени при гипнозе" (совместно с Линн Ф. Купер). "Бюллетень" Медицинского центра Джорджтаунского университета, 1950, No 2, стр. 50--68 в книге "Экспериментальный гипноз", 1952, изд. Макмиллан, стр. 229--240.

"Глубокий гипноз и его индукция", в книге "Экспериментальный гипноз", издательство Макмиллан, 1952, стр. 70--114.

"Терапия психосоматической головной боли". Journal clinical and experimental Hypnosis, 1953, No 1, pp. 2--6.

"Предисловие" к книге Герольда Розена, "Гипнотерапия в клинической психиатрии", издательство "Лилиан Пресс", 1953, стр. 9--10.

"Выявление острого ограниченного навязчивого истерического состояния у нормального гипнотического субъекта". "Journal clinical and experimental hypnosis", 1954, No 2, pp. 27--41.

"Специальные методы краткой гипнотерапии". "Journal clinical and experimental hypnosis", 1954, No 2, pp. 109--129.

"Гипнотические и гипнотерапевтические исследования и определение симптома-функции" (совместно с Гарольдом Розеном). Journal of clinical and experimental hypnosis, 1954, No 2, pp. 201--219.

"Клинические замечания о косвенной гипнотерапии". Journal of clinical and experimental hypnosis, 1954, No 2, pp. 171-- 174.

"Псевдоориентация во времени как гипнотерапевтическая процедура". Journal of clinical and experimental hypnosis, 1954, No 2, pp.261--283.

"Психологическое значение вазэктомии", в книге Г. Розе-на "Терапевтический аборт". Издательство "Джулиан Пресс", 1954, стр. 57--86.

"Искажение во времени при гипнозе" (совместно с Линном Ф. Купером), Балтимор, издательство Вильямса и Вилкинса, 1954 и 1959.

"Самоисследование в гипнотическом состоянии". Journal of clinical and experimental hypnosis, 1955, No 3, pp. 49--57.

"Гипнотерапия у двух пациентов с психосоматическими стоматологическими проблемами". Journal of American company psychosomathic stomatology, 1955, No 1, pp. 6--10.

"Гипноз в общей медицинской практике". "A Condition of reason", 1957, No 1.

"Натуралистические методы гипноза". American journal of clinical hypnosis, 1958, No 1, pp. 25--29.

"Педиатрическая гипнотерапия". "American journal clinical hypnosis", 1958, No I, pp. 29--31.

"Дополнительные сведения об искажении во времени", "Субъективная конденсация времени, в отличие от экспансии времени" (совместно с Э. М. Эриксон). American journal of clinical hypnosis, 1958, No 1, pp. 83--88.

"Гипноз при неизлечимых заболеваниях, сопровождающихся тяжелым болевым синдромом". American journal of clinical hypnosis, 1959, No 2, pp. 117--121.

"Дальнейшие клинические методы гипноза: практические методы". American journal of clinical hypnosis, 1959, No 2, pp. 123--127.

"Основа гипноза" (медицинская дискуссия о гипнозе). Journal of Medicine in North West, 1959, pp. 1404--1405.

"Запись индукции транса с комментариями" (совместно с Д. Хейли и Д. Г. Уикландом.) American journal of clinical hypnosis, 1959, No 2, pp. 49--84.

"Развитие груди под влиянием гипноза; два примера и психотерапевтические результаты". American journal of clinical hypnosis, 1960, No 2, pp. 157--159.

"Психогенетические изменения менструального цикла: три случая". American journal of clinical hypnosis, 1960, No 2, pp. 227-- 231.

"Использование поведения пациента в гипнотерапии ожирения: три истории болезни". American journal of clinical hypnosis, 1960, No 5, pp. 112--116.

"Исторические заметки о левитации руки и других идеомоторных методах". American journal of clinical hypnosis, 1961, No 3, pp. 196--199.

"Пример потенциально вредного неправильного толкования гипноза". American journal of clinical hypnosis, 1961, No 3, pp. 242--243.

Книга "Практическое применение медицинского и зубоврачебного гипноза", (совместно с Сеймаром Нершманом и Ирвингом И. Сектером), издательство Джулиан Пресс, 1961.

"Исследование оптокинетического нистагма". American Journal of clinical hypnosis, 1962, No 4, pp. 181--183.

"Курсы по повышению квалификации. План". The publication of annual session of medical association in Texas, 1962, pp. 1--5.

"Основные психологические проблемы в гипнотических исследованиях", в издательстве Г. Эстабрукса, в кн. "Гипноз:

современные проблемы", 1962, No 1, стр. 207--223.

"Идентификация безопасной реальности". The journal "Family process", 1962, No 1, pp. 294--303.

"Обратный синдром сценического гипнотизера". American Journal of clinical Hypnosis, 1962, No 5, pp. 141--142.

"Применение принципов исследований Лэшли при ограниченном атеросклеротическом поражении мозга"/ "Sensuous and motor responses", 1963, No 16, pp. 779--780.

"Изменения слуха и памяти при гипноанестезии". American Journal of clinical hypnosis, 1963, No 6, pp. 31--36

"Гипнотически ориентированная психотерапия при органическом заболевании мозга". American journal of clinical hypnosis, 1963, No 6, pp. 92--112.

"Метод путаницы в гипнозе". "American journal of clinical hypnosis", 1964, page 183--207.

"Груз ответственности при эффективной психотерапии". American journal of clinical hypnosis, 1964, No 6, pp. 269--271.

"Гипнотически ориентированная психотерапия при органическом заболевании мозга. Дополнение". American journal of clinical hypnosis, 1964, No 8, pp. 361--362.

"„Методы сюрприза" и „Мой друг Джон" в гипнозе: минимальные ключи и естественные рабочие эксперименты". American Journal of clinical hypnosis, 1964, No 6, pp. 293--307.

"Приложение к отчету о появлении в трех поколениях атипичной модели рефлекса чихания". "Perception and motor responses", 1964, No 18, pp. 309-310.

"Редакционная колонка". American journal of clinical hypnosis, 1964, No 7, pp. 1--3.

"Гипнотический метод для сопротивляющихся больных:

пациент, метод, его рациональное зерно и рабочие эксперименты". American journal of clinical hypnosis, 1964, No 7, pp. 8--32.

"Методы пантомимы в гипнозе и их скрытый смысл". American journal of clinical hypnosis, 1964, No 7, pp. 64--70.

"Первоначальные эксперименты по исследованию природы гипноза". American journal of clinical hypnosis, 1964, No 7, pp.152--162.

"Приобретенный контроль за зрачковыми реакциями". American journal of clinical hypnosis, 1965, No 7, pp. 207--208.

"Гипнотическая коррекция эмоционального опыта". American journal of clinical hypnosis, 1965, No 7, pp. 242--248.

"Гипнотерапия: право пациента на успех и неудачу". American journal of clinical hypnosis, 1965, No 7, pp. 254--257.

"Экспериментальная гипнотерапия при заболевании Туаретта".

American journal of clinical hypnosis, 1965, No 7, pp. 325--331.

"Гипноз и экзаменационная паника"/ American journal of clinical hypnosis, 1965, No 7, pp. 356--358.

"Экспериментальная гипнотерапия в речевой проблеме. История болезни". American journal of clinical hypnosis, 1965, No 7, pp.358--360.

"Редакционная колонка". American journal of clinical hypnosis, 1965, No 8, pp. 1--2.

"Специальное исследование природы и характера различных состояний сознания, проведенное совместно с Олдосом Хаксли". American journal of clinical hypnosis, 1965, No 8, pp. 14--33.

"Использование симптомов как интегральная часть терапии". American journal of clinical hypnosis, 1965, No 8, pp. 57--65.

"Гипнотический метод чередования для исправления симптомов и борьбы с болью". American journal of clinical hypnosis, 1966, No 3, pp. 198--209.

"Опыт построения беседы в присутствии наблюдателей", в книге Готтшока и Авербаха "Методы исследования в психотерапии", Издательство Эпплтон--Сенчери-Крофтс, 1966, стр. 61--63.

"Опытное познание гипнотических явлений, используемых в гипнотерапии". American journal of clinical hypnosis, 1966, No 8, pp. 299--309.

"Успешная гипнотерапия, которая потерпела неудачу". American journal of clinical hypnosis, 1966, No 9, pp. 62--65.

"Введение к изучению применения гипноза для контроля боли", "Тетради анестезиолога", Франция, 1966, No 14, стр. 189-- 202 (на английском языке в книге "Гипноз и психосоматическая медицина. Труды международного конгресса по гипнозу и психосоматической медицине", издательство "Спрингер-Верлаг", 1967).

"Лабораторный и клинический гипноз: одинаковые или разные явления?". American journal of clinical hypnosis, 1967,

"Гипноз: его возрождение как средства лечения". The journal "Directions in psychiatry", 1967, publishing house "Merk etc.", volume 3, No 3, pp. 1--43.

"Два уровня коммуникации в микродинамике транса" (в соавторстве с Росси Е.). American Journal of Clinical Hypnosis, 1976, 18, 153--171.

© samara-sposa.ru, 2022
Женский портал - Гороскопы. Деньги. Любовь и отношения. Мода и красота